Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта kmednickowa@yandex.ru
Интересные статьи
Мотивация к учебеКораблик Возраст: 6 –9 л. Направленность: Нежелание учиться. Негативное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы. Ключевая фраза: «Не хочу учиться!». Жил был маленький глупенький кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море. Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький кораблик стоял и лишь с грустью наблюдал за ними. Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море. И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, кораблик решил: «Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море». И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море. Так плавал кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути. Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно. Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым - надвигалась буря. Кораблику стало страшно, и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань. И вдруг вдали он увидел слабый огонек, кораблик решил плыть к нему, и чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный корабль, который плыл домой. Он понял, что маленький кораблик потерялся и что ему нужна помощь. Большой корабль взял его с собой, и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим кораблям. Пока кораблик плыл с кораблем , они сдружились, и кораблик очень многое узнал. Так они скоро вошли в гавань. Плохая погода развеялась, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко. И тут вдруг кораблик увидел, как на причале уже собрались люди и встречали корабли. Играла музыка, настроение у кораблика стало хорошим, он даже стал гордиться собой: ведь он столько всего преодолел и узнал. С тех пор кораблик стал много путешествовать и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался - его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким корабликом. Вопросы для обсуждения: Почему Кораблик не хотел учиться? Почему Кораблик потерялся? Что понял Кораблик в результате своего приключения?


Школьное питаниеЛето закончилось, на пороге осень и начало учебного года. По статистике, в 2010-2011 учебном году за школьные парты должны сесть более 1,3 миллиона первоклассников. И их родителей, конечно, волнует вопрос питания детей в общеобразовательных учреждениях. Статистика, цифры и факты Детское питание – это большая проблема для всех муниципальных российских школ. Еще три года назад главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко озвучивал удручающую статистику: число детей с недостаточным весом среди школьников увеличилось в три раза и составило 10% от общего числа учащихся российских школ. Вместе с тем, есть и другая крайность, отметил глава Роспотребнадзора, – это ожирение среди подростков. Главный государственный санитарный врач подчеркнул, что «вопросы питания школьников должны быть постоянно на повестке дня властей». Поэтому с 2008 года в 14 субъектах Российской Федерации реализуются экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания школьников. На финансирование этих мероприятий в 2008 году было выделено 1,414 миллиардов рублей. История реформы После экономического кризиса 1998 года система дотирования школьного питания в нашей стране серьезно изменилась. Отсутствие финансирования фактически переложило ответственность за питание школьников в течение учебного дня с государства на плечи родителей. Напомним, что в 1998 году, по данным Роспотребнадзора, в России горячим питанием было охвачено менее 50% учащихся российских школ. Вместе с тем дети, которые получили обеды, недополучали белки животного и растительного происхождения, витамины, минеральные вещества и микроэлементы, необходимые для правильного роста и развития. В тот же год во всех без исключения школьных столовых был отмечен недостаток натуральных продуктов. Организация щадящего питания для детей больных диабетом и хроническими заболеваниями ЖКТ вообще не была налажена. Что важно, в самом трудном положении оказались учащиеся учреждений начального профессионального образования, находящиеся на полном государственном обеспечении. Учащиеся в сельской местности в большинстве регионов худо-бедно обеспечивались яйцами, овощами, мясом, молоком и маслом за счет сельхозпредприятий. А вот в городах закупка продуктов производилась школами самостоятельно. Надо ли говорить, что при этом покупались самые дешевые, физиологически малоценные продукты питания, и к тому же повсеместно практиковалась их закупка на рынках без официальной документации, подтверждающей ее безопасность. Такая ситуация не могла не отразиться на состоянии здоровья школьников. По данным РАМН, в 1998 году число детей с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, частота выявления функциональных отклонений возросла на 20%, более чем у 25% школьников-подростков была отмечена задержка полового созревания, а 75% выпускниц закончили школу с хроническими заболеваниями. В 2000 году каждый третий ребенок в возрасте 6 лет не был готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а около 70% детей страдали от гиподинамии (недостаток движения). В ноябре 2003 года дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Осенью состоялось заседание рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Минобразования, Минздраву, Минсельхозу, Минтруда, Минэкономразвития и Минфину совместно с органами исполнительной власти было поручено проработать вопрос совершенствования системы организации питания школьников, и подготовить план соответствующих мероприятий. В результате принятых мер, охват горячим питанием учащихся школ в 2005 году составил 62,9%, тогда как в 2003-м году этот показатель едва дотягивал до 57%. Кроме того, по настоянию госсанэпидслужбы из ассортимента школьных буфетов были исключены газировки, тонизирующие напитки, чипсы, сухарики, жвачки и другие не менее вредные продукты. До последнего времени в нашей стране ведущим федеральным документом, определяющим основные принципы организации рационального питания учащихся, являлся Приказ Министерства торговли СССР от 26 декабря 1986 года № 315 «О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах». Только недавно на федеральном уровне были изданы СанПиН 2.3.2 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания». Но и они, к сожалению, не дают ответа на многие организационные вопросы школьного питания в новых социально-экономических условиях. От теории к практике Негативные оценки современного питания российских школьников подтверждаются данными научных исследований, проведенных многими экспертами. Как выяснили специалисты, базовое питание детей и подростков школьного возраста часто характеризуется не только недостатком питательных веществ, но и ухудшением структуры и баланса химического состава суточных наборов пищевых продуктов. Специалисты определили основные диетические нарушения у российских детей школьного возраста, в которые вошли несоблюдение режима питания и питьевого режима, несоблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи, избыток рафинированных продуктов, простых (более вредных) углеводов и животных жиров, дефицит растительных масел, ненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, гетерополисахаридов и клетчатки, витаминов группы В, витаминов А, С, Е, серосодержащих аминокислот, молочнокислых бактерий, пребиотиков и пробиотиков, а также пищевых антиоксидантов. Кроме того, отмечены нарушения в количестве и соотношении поступающих с пищей минеральных элементов. На практике, по мнению экспертов, лишь 30-50% учащихся школ по стране получают горячее питание. В большинстве же общеобразовательных учреждений имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов и яиц. В 24% школьных завтраков отмечено недостаточное количество либо полное отсутствие витамина С. Так что, несмотря на очевидную значимость проблемы оптимального питания для поддержания здоровья школьников и снижения риска возникновения у них острых и хронических заболеваний, данному вопросу в нашей стране уделяется слишком мало внимания. Питание для льготников Поскольку в стране наблюдается острый дефицит правильных обедов и завтраков для школьников, еще острее стоит проблема питания для льготных категорий учеников. Сейчас каждая школа, а точнее, ее руководство, самостоятельно определяет категории детей, нуждающихся в бесплатном питании, согласно выделенным школе бюджетным средствам. Как правило, к категории социально незащищенных относятся дети-сироты, дети, живущие с опекуном, инвалиды, дети из неполных семей (родители-одиночки, семьи, потерявшие кормильца и родители, состоящие в разводе, но не получающие алиментов). Причем последняя категория (не получающие алиментов), вскоре себя исчерпает, судя по тому, как рьяно взялись за работу российские судебные приставы. Для того чтобы вашему ребенку предоставлялось льготное питание в школе, необходимо оформить заявление на имя директора школы и представить ему копии документов, подтверждающих вашу льготную категорию. По всей стране учащиеся с 1 по 4 классы обеспечиваются бесплатными завтраками, обеды – уже за деньги. С 5 по 11 класс – питание платное за средства родителей. Дети-льготники обеспечиваются бесплатными завтраками и обедами с 1 по 11 класс. Школьный завтрак или домашняя еда На первый взгляд ответ очевиден – домашняя еда всегда лучше и полезнее, а кроме того, учитывает пищевые предпочтения каждого конкретного ребенка. Но на практике дело обстоит несколько иначе. Многие дети попросту стесняются приносить завтрак с собой. Решать этот вопрос со своими детьми родителям предстоит самостоятельно. Объясните своему ребенку, что домашняя еда намного лучше школьной, а кроме того, заботливо уложенный в портфель мамой или папой пакет с едой – это свидетельство любви и заботы о ближнем, чего многие другие дети могут вовсе не знать.


Школьная формаМногие школы в мае заказывают для учеников форму «на вырост» - чтобы комплекты успели за лето пошить и 1 сентября ребятня пришла в класс в обновах. Но как быть, если мамам не нравится модель? Дискуссия Никаких официальных распоряжений по поводу школьной формы ни федеральные, ни региональные власти не издавали. И все же год от года все больше школ, гимназий и лицеев вводят для учеников обязательную одежду. Где-то для того, чтобы контраст между ребятами из состоятельных семей и из семей небогатых хотя бы в классах не был так заметен. Где-то для того, чтобы подчеркнуть элитарность образовательного учреждения. Что ж, администрация школы вправе вводить форму, конечно, согласовав с родительским комитетом. Но какая она должна быть? Где найти подходящую модель? Кому заказывать ее пошив? Давайте разбираться вместе! Школьная форма: шить или не шить? Аргументы «ЗА» Дети меняются в зависимости от того, во что они одеты, срабатывает магия костюма - ноги выше головы уже не станешь поднимать. Умение носить деловую одежду - тоже часть образования. Воспитывается чувство локтя или, как сегодня принято говорить, корпоративное чувство принадлежности к той или иной социальной группе. Удобство для родителей - не надо думать, в чем завтра повести на занятия своего школьника. Амбиции состоятельных, респектабельных родителей могут быть удовлетворены за счет широкого выбора тканей (в том числе и дорогих), из которых может быть пошита школьная одежда. Доступность формы приведет к тому, что она будет закупаться в 2 экземплярах (один носится, второй - в стирке). Аргументы «ПРОТИВ» Она нынешняя неэстетична: плохое сочетание цветов (например, синий пиджак и брюки с жилеткой в сине-зеленую или серо-зеленую клетку), неудачный фасон, так как модель разрабатывают все кому не лень - родители, директора школ. Она «дурацкая», по отзывам самих ребят, не только не скрывает, но, напротив, подчеркивает физические недостатки. Мамы жалуются, что мальчики в форме выглядят кургузыми, сутулыми, мешковатыми. А девочки не имеют возможности прикрыть по необходимости не слишком ровные ножки или полноватые бедра - фасон для больших и маленьких, худеньких и фигуристых выбирается один и тот же. Попробуйте на взрослую женщину крупных размеров надеть короткую юбку в складку - да она ни за что на это не согласится. За счет того, что фабрики шьют форму для школ практически на индивидуальный заказ, эта обновка обходится для родительского кошелька совсем не дешево. Советы Какой быть одежде ученика? Рекомендует Марина МАРО: - не отвлекать внимания от учебного процесса (то есть никаких клеток и горошка, от которых быстро устает человеческий глаз); - торжественной, вызывать чувство достоинства; - скрывать физические недостатки; - исполнена в одной цветовой гамме: лучше благородно-синей или серой (маренго); - джинсы и одежда в агрессивно-спортивном стиле для школьника исключены; как правило, джинса и «треники» выглядят неряшливо. Цитата - Если бы у нас была приличная форма, разве родители и дети отказались бы от нее? - включается в давний спор модельер и дизайнер, автор школьной формы нескольких столичных гимназий Марина МАРО. - Да любая мама с радостью обрядила бы чадо в симпатичный костюм, и у нее не болела бы голова каждый день, в чем завтра отправить ребенка в школу и где достать такие же джинсы, «как у Ленки». Для взрослых детская соревновательность в одежде - нож острый. И все-таки они предпочитают лучше мириться с ней, чем с той формой, которая продается в отечественных магазинах. Знай, родитель Что делать, если форма не нравится? Директор школы не вправе самостоятельно принять решение о введении ученической формы. Только по согласованию с родительским комитетом. Но если такое согласие получено и пункт об обязательной школьной одежде внесен в устав - делать нечего, придется папам с мамами подчиниться. Как быть, если предлагаемая модель не нравится или нет денег на ее покупку? Договариваться с администрацией. Предложить, что пошьете сами, из другого материала, может быть, «доработав» фасон. Но сделайте так, чтобы ваш отпрыск в обнове не выделялся среди других учеников. Может быть, разрешат ходить и без формы, но в опрятных свитерках, рубашках, блузочках. Если же администрация непреклонна - делать нечего, придется переводить ребенка в соседнюю школу, где форма необязательна. С уставом не поспоришь...


Домашнее заданиеРодители хотят, чтобы с первых дней учебы ребенок правильно выполнял домашнее задание. Но как ему помочь в этом, не лишая самостоятельности, инициативы и творческого подхода к решению задач? Давайте рассуждать «от противного» - рассмотрим самые популярные родительские ошибки на нескольких историях из жизни: История первая: мы защитим тебя... от математики Когда ученица третьего класса Ирочка приходит из школы, дома начинается суматоха. Бабушка бежит к ней с горячими пирожками, мама сразу проверяет, не горячий ли лоб, дедушка помогает снять верхнюю одежду, а папа заглядывает в дневник... Но вот девочка покушала, немного отдохнула (хотя отдохнешь ли тут, когда вокруг тебя мечутся четверо взволнованных и суетливых взрослых?). Самое время начинать делать уроки. Но и тут ее ни на секунду не оставляют в нужном сейчас одиночестве. Казалось бы, родители убедились, что дочка понимает смысл задачки или письменного упражнения, - и пора бы им удалиться на время. Но нет, дедушка сидит рядом и чуть ли не лезет под руку, а мама то и дело за чем-то заходит в детскую комнату. Ира первые минут пять честно пытается решить пример самостоятельно, но ей это быстро надоедает и звучит уже столь привычное: «Деда, а деда, как тут надо решить?» В итоге большую часть примеров за нее решает дедушка, самостоятельно она только читает маленький рассказик из хрестоматии, но и тут «на помощь» ей приходит мама, то и дело перебивая и подсказывая правильные ударения в словах... А ведь Ира любознательная, сообразительная — это отмечает классный руководитель. Единственный ее недостаток — это неумение концентрироваться и прилагать усилия для решения той или иной проблемы. А все потому, что при малейшем затруднении ее «выручают» взрослые. Как результат: домашнее задание всегда на отлично, а контрольные — на слабые тройки. Ведь навык самостоятельной работы у ребенка почти за три года учебы так и не сформировался. При ответах у доски она теряется — ведь в школе нет этой армии домашних «помощников» и «защитников». И, скорее всего, ближе к средним классам ее успеваемость будет только падать, если родители не дадут дома девочке хоть изредка делать домашние задания самой. История вторая: а нам все равно, а нам все равно... и некогда Первоклассник Вовочка — радостный, словно его тезка из известных детских анекдотов — бежит домой. А радоваться есть чему: в дневнике «поселилась» первая пятерка по математике. Дома его сухо хвалит папа: «Вот что значит трудиться: терпение и труд все перетрут, учись так и дальше», не отрываясь от ноутбука. Завтра у папы ответственное совещание. Ребенок разогревает себе суп, наскоро обедает и идет в комнату заниматься. Задания приходится перечитывать по два, а то и по три раза. Пока первоклашке далеко не все понятно, хотя на уроках он весь превращается в зрение и слух: ведь дома всем некогда и подсказать ему будет некому... Папа вечно на работе, а если и приходи раньше, то сам делает «домашнее задание», оценку по которому завтра выставит ему босс. Мама тоже занята на работе, поэтому самостоятельность — второе Вовочкино имя. Казалось бы, ребенок хорошо приспособился и не отстает от сверстников. Но день за днем копится усталость — физическая и моральная. Конечно, родителей тоже можно понять, они так усиленно работают именно ради него: Вова ходит в престижную гимназию, за обучение в которой надо ежемесячно вносить кругленькую сумму. Вот только все равно оставлять маленького первоклашку один на один с домашним заданием неразумно. Куда правильнее сначала убедиться, что ребенок понял порядок выполнения домашней работы, и лишь после удалиться из комнаты. Но при этом первоклассник должен знать, что в случае серьезных затруднений он всегда сможет обратиться к вам за помощью. И, конечно же, надо периодически подходить и смотреть, все ли в порядке. Когда задания выполнены (на черновике) - самое время их проверить, и если есть ошибки, то попросить ребенка объяснить, как именно он рассуждал, каким правилом пользоваться. Конечно, проще сразу сказать первокласснику ответ задачки или подсказать написание слова, но куда лучше, если он додумается до этого сам. Чаще всего наводящие вопросы про правила или напоминание о аналогичных задачах, которые они решали в школе, помогают исправить ошибку самостоятельно. В заключение проверьте устные задания: пусть ребенок расскажет вам наизусть заданный стих или кратко перескажет содержание параграфа из учебника. Такая домашняя «тренировка» помогает избежать стеснения и страха при публичном ответе. История третья: учи уроки по (моим) правилам Восьмиклассник Тимур, победитель многих школьных олимпиад по физкультуре, хватает с кухонного стола огурец (бутерброды — не перекус, так тренер говорит!) и быстро проскальзывает в свою комнату. Тут же погромче врубает рок, включает компьютер и начинает готовить домашнее задание. Да-да, он там не болтает с друзьями в чате или на форуме, а именно занимается. Ему надо как можно скорее сделать доклад по истории, а потом бежать на тренировку. Делать уроки после тренировки не получается: слишком устает, на носу очередное соревнование, команда на него надеется. Но тут в комнату входит взволнованная мама: -Тимурчик, ну почему ты, не отдохнув, тут же засел за уроки? Голове нужен отдых. И выключи эти крики, они же мешают сосредоточиться. Лучше бы погулял сходил, а то через сорок минут на тренировку... Тимур обиженно сопит и молчит. Но вот реферат доделан и распечатан. Теперь он спокойно идет на кухню, ест и отправляется на тренировку. Казалось бы, мама права: действительно, после школы лучше немного отдохнут и покушать. Но подросток уже привык к своему режиму: так он успевает и по программе не отстать, и спортом позаниматься. Да и обед, отсроченный на тридцать-сорок минут — это не страшно. У каждого ребенка — свои внутренние часы, свои фазы активности: кому-то удобнее делать уроки сразу после школы, а кому-то необходимы несколько часов восстановления. Одни школьники могут сосредоточиться лишь в тишине, а другим нужен «шумовой фон» - таковы индивидуальные особенности психики, которые к 12-14 годам уже вполне сформировались. А вот первоклашкам даже работающий в соседней комнате телевизор может мешать: у них внимание пока удерживается слабо, а вот у старшеклассников — наоборот. Они — как Цезари, которые могут одновременно и музыку слушать, и книжку читать, причем практически без ущерба для восприятия информации. А вот делать передышки после каждого получаса занятий полезно как старшеклассникам, так и совсем малышам. Во время кратковременного отдыха желательно подвигаться: размять затекшую спину, сделать зарядку для рук «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» и выполнить парочку простых физических упражнений. И усталость как рукой снимет. Поэтому, наверное, главный совет родителям — контролировать выполнение уроков, но в меру, и учитывать при этом возраст и способности ребенка. Тогда домашние задания станут хорошим закреплением пройденного в школе материала, а не напрасной тратой времени. Консультант — Ирина Русакова, школьный психолог


Всем родителям, которые вынуждены…посвящается! Родительское собрание в школеХодить на родительские собрания - пустая трата времени и нервов. Я так считаю. И все равно прусь - а вдруг что-то скажут, о чем я не знаю! Ну, к примеру, что каникулы отменяют, или, что пятерки вышли из моды и дети их всячески скрывают, чтобы не позориться. Другой информацией меня не удивишь, мой сын отличается открытостью неимоверной и говорливостью, все школьную информацию я получаю из первых уст и немедленно. Ежедневный мини-спектакль в лицах и красках, эмоционально украшенный и сдобренный весомой порцией тинейджерского юмора. Я не выдерживаю- ржу, и в этом нет никакой педагогики, сплошное баловство. Классная на собрании выдает свою версию, причем скучно и извращенно. А я привыкла, что все «про школу»- это смешно, и хихикаю, как ненормальная все собрание. Родители серьезно пишут что-то в блокнотики, кивая в такт учительской речи, а я давлюсь от смеха на задней парте. - …Контрольную по биологии написали очень плохо! Из рук вон плохо! Ну, как может ученик седьмого класса написать, что …(роется в листочках, чтобы воспроизвести первоисточник дословно) «…Опоссумы опыляют вербу!!!» Со мной истерика! У меня очень живое воображение, работает мгновенно, хотя я опоссумов видела только на картинке. Беззвучно трясусь, а все остальные пишут. - …И это после того, как я целый урок им объясняла, что верба цветет в период отсутствия насекомых, пыльца разносится ветром…И вообще, при чем здесь опоссумы? Если она еще раз скажет слово «опоссумы», я выбегу, как будто мне стало плохо. Пронесло, перешли к дисциплине. И только я решила отдышаться, как новый удар! - Дети бегают на переменах!!! Вступаю в мысленный диалог, чтобы дожить до конца собрания: «Да что вы говорите! Максимум, что они могут себе позволить- это ходить, взявшись за руки, строем, парами- мальчик с девочкой. Причем, отличники должны поддерживать неуспевающих, везде и во всем, даже в хождении по коридору. В мои времена так и было…» - Мы на прошлой неделе ездили с Ивановой Дашей на олимпиаду по русскому языку в Петергоф. Так знаете, как у них с дисциплиной? Все дети ходят на переменах спокойно, парами, никто не носится и не орет Я не выдерживаю: - Может они больны? Одинокий мужской смешок слева. Спасибо хоть на этом, я не одинока, в самые невыносимые моменты буду отворачиваться в его сторону. Классная восприняла мою реплику за чистую монету и пояснила - «Нет, школа обычная, для здоровых детей». Она вообще воспринимает меня очень серьезно, и, кажется, побаивается. Она знает, что я психолог. В начале учебного года она попросила меня выступить на собрании с сообщением «Психологические особенности детей 12-13 лет». Я выступила. Все начистоту, с примерами и педагогическими рекомендациями заодно, так как имею еще и пед. образование , десятилетний опыт воздействия на чужих детей и тринадцатилетний родительский. Суть доклада была вкратце такова - «В этом возрасте дети «забивают» на учебу и это нормально. Наберитесь терпения, отыщите в себе мудрость и переживите этап с наименьшими моральными потерями…» Закончила в гробовой тишине. Классная онемела. Некоторые родители выглядели так, как будто я врач и объявила только что о смертельном диагнозе. Надо же такой эффект, а я ведь еще не сказала, что в девятом классе «забой» учебы будет еще сильнее. Классная взяла себя в руки, наиграно бодро бросилась спасать ситуацию: «Некоторые ученики на «отлично» написали сочинение «Как я провел лето», поделились впечатлениями о новых прочитанных книгах, новых друзьях и полезных делах…». После собрания ко мне подошли несколько мамочек и задали вполне разумные вопросы. Тогда я поняла- они боялись это озвучить при учительнице. Когда мы садимся за парты- взрослые, состоявшиеся, с образованиями и достижениями, то становимся детьми тридцатилетней давности. Со мной этот фокус не проходит, я и в детстве то учителей не боялась, а сейчас и подавно. По этому я одна ничего не пишу в блокноте, задаю провокационные вопросы, типа: «А если учитель забрал какую-либо вещь из кармана ребенка, является ли это нарушением его (ребеночьих) прав?» (отобран был маленький безобидный мячик- сокс, мечта и гордость того периода). Но вообще-то я веду себя неагрессивно, вступаюсь за свое чадо только в вопиюще-несправедливых случаях, все остальное рассматривая как прививку против жизненных реалий. Вот только смеюсь часто и шучу понятно только себе самой. Наверное, это списывают на мою профессию, мол все психологи слегка А тема между тем развивается: - Дети не любят заниматься общественно-полезным трудом! (-Вот это новость!). Мы должны убирать листья на школьном участке. ( -Уже декабрь, видно сильно ее это взволновало.) Пока я закрывала класс и ходила в учительскую, половина разбежались! (-Если бы я имела намерения довести незамотивированных подростков до места отбывания трудовой повинности, то организовала бы конвой и продумала все возможные способы побега. А ходить в учительскую- это просто провокация, даже взрослые бы разбежались.). Остались почти одни девочки. (-Времена меняются, а девочки остаются такими же- то ли ответственными, толь пугливыми.). Нам повезло- нам достались клены. (-Не предложение, а шедевр!) У кленов листья крупные, падают медленно (-А, ну если с этой стороны…). Сначала их надо граблями собрать в кучу под деревом. И вы представляете, что они придумали? (-(-Я бы забралась на дерево и сиганула в эту кучу!). Они стали залезать на дерево и прыгать в листья! ( -Здоровые дети). А вы представляете, что бы было, если бы в листьях лежали грабли! (-Нездоровые фантазии). Примите меры, проведите воспитательные беседы (-Ведь сейчас декабрь, о чем беседа - то? До следующей осени забудут). Я не могу больше слушать, я начинаю смотреть. На нашу классную руководительницу. Симпатичная тетя, наверное, моя ровесница или где-то близко. Зачем она делает химию- немодно и старит?! Почему, как учитель, так пиджак? И к нему что-то должно быть приколото- в данном случае веточка рябины. То ли о женственности, то ли о биологии, которую она ведет. А туфли на каблуке должны быть обязательно в сочетании с шерстяными колготками. Наверное, я бы не была столь жестока в своих мыслях, если бы эта тетя периодически не высмеивала моего подрастающего юношу за любую попытку намека на свой стиль. Белая футболка в сочетании с черной рубашкой спортивного стиля - это что, очень вызывающе, или в этом учиться нельзя? Нет, обязательно должен быть пиджак! Сын стал носить ненужный пиджак в рюкзаке и вешать на спинку стула. А когда я по его просьбе собственноручно покрасила ему волосы на тон темнее, высмеивание дошло до наивысшего накала- «Мальчик покрасился, какой позор!!!». Он терпит. И шутит. Это у него защитная реакция. У меня такая же. Уж если я вынуждена быть участником абсурда, то пусть это будет комедия! В конце собрания выдают дневники. Констатация ума, знаний и умений ученика? Или педагогического бессилия педагогов? Опять куча «3» по алгебре- это за дело, я не спорю и ничем не могу помочь- математика, не наша семейная гордость. Несколько «2» по физкультуре - не сошлись характерами и темпераментами. Было даже такое замечание в дневнике: «Бегал на уроке физкультуры». Это наследственное, я тоже в свое время бегала… Литераторша поступает честнее- «2» за поведение не ставит, признает явные литературные способности ребенка, но замечания тоже пишет- разнообразные, конкретные и в большом количестве. Очень литературно: «Ел семечки на уроке, примите меры!», «Выкрутил на уроке шурупы из своей парты, она развалилась примите меры!», «Забыл сдать тетрадь, примите меры!». У физички нет филологического образования, ее шедевр таков: «Постоянно не сдает тетрадь для решения зада!» (наверное, речь все же о «задачах»). Дневник рецидивиста, а я его мать. Приму меры, только придумаю, какие. Заключительный ритуал- сбор денег. На унитазы в мужской туалет и новогодние подарки. Сдаю - не жалко. Раз уж не разрешают красиво одеваться, пусть мой мальчик писает в красивый унитаз! На учительском столе вижу стопку листочков с контрольной по биологии. Верхний- моего сына. Красным подчеркнуто несколько строчек. Выхватываю взглядом слово «опоссум». Улыбаюсь классной, пытаюсь увидеть в ней человеческое, мудрое, а не казенное и формальное. Пытаюсь ее оправдать, мол, детки- не сахар, и родители, типа меня, с обостренным сарказмом и самоуверенностью. Единственное, что я не могу принять и понять- это отсутствие чувства юмора. Ведь наше родительское собрание- это шедевр, «Кривое зеркало» отдыхает!


Большинство родителей, принявших участие в «1-сентябрьском» исследовании «КОРУС Консалтинг», считают, что электронные учебники лучше, чем обычные, что в школе надо активно использовать инновации, но учить детей считать надо все равно в уме, а не на калькуляторах. 88% опрошенных «КОРУС Консалтинг» родителей согласны с тем, что электронные «читалки» должны заменить обычные школьные учебники. Впрочем большинство (46% респондентов) считают, что такую инновацию нужно вводить только в старших классах – прежде всего, это связано с тем, что электронная книга – хрупкая и ее легко сломать. Надо ли заменять традиционные учебники на электронные книги? «Возможно, но только в старших классах. Кроме того, только устройства типа таблетов - чтобы не было слишком большой нагрузки в связи с мелким шрифтом. Школьникам средних и особенно младших классов нужны бумажные учебники, из немелованной бумаги, как в советское время - для облегчения веса, с ограничением времени работы по учебникам (для снижения нагрузки на глаза)» - считает один из участников исследования. Большинство – 67% опрошенных – полагает, что инновации должны активно использоваться в школьном образовании. Интерактивные доски, занятия через интернет и прочие инновации, которые сегодня внедряются в школе: благо. При этом ИСПОЛЬЗОВАТЬ, а не подсаживаться. Для этого надо быть образованным и грамотным по жизни человеком», - пишет один из участников. «В школе главное: привить потребность к образованию, выработать у детей активную жизненную позицию. Для этого все средства хороши, подойдут и гаджеты». Правда, 20% опрошенных считают, что инновации в российской школе бессмысленны, так как учителя не могут их освоить. 88% родителей считают, что базовым навыкам счета, например, таблице умножения – надо все равно обучать «в уме», а не на калькуляторе. Разделилось отношение родителей к Интернету как фактору учебного процесса. Четверть респондентов считает, что дети проводят время в сети впустую, только общаясь с друзьями в соцсетях и играя в игры. Но 57% полагает, что в Интернете школьники получают необходимую информацию, которую, тем не менее, надо проверять. Интернет и мобильные устройства, которые позволяют подключаться к нему, полезны для школьников? Как изменилось восприятие детьми информации? «Отсутствует поиск и структурирование информации, много мусора, - пишет один из участников исследования. - Как результат - бывшие школьники, качающие сочинения из сети, теперь делают видимость работы, скачивая информацию из интернета. Википедия же не является авторитетным источником - там может быть все что угодно, даже кардинально отличающееся от истины. В интернете тоже нужно уметь искать и отсеивать информацию. Пусть учатся это делать по бумажным источникам». Большинство родителей – 71% - контролирует или хотя бы старается контролировать доступ детей в Интернет. Вы контролируете доступ своих детей в интернет? Всего в исследовании приняло участие более 200 респондентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.


Героиня известного стихотворения Агнии Барто очевидно находилась уже в таком возрасте, когда сама могла выбрать – чем заниматься, помимо школы. Однако в наше время на дополнительные занятия деток начинают водить уже чуть ли не с трех лет. Задействуя для этого все ресурсы и возможности – бабушек-дедушек, отпрашиваясь с работы пораньше, нанимая именно для этого нянь…Одним словом, ходить только в детский сад или только в школу наши малыши себе уже позволить не могут – время не то! И как же тогда выбрать для своего ребенка - чем ему действительно интересно было бы заниматься? Часто вид дополнительного занятия выбирается родителями по принципу модного, либо того, что нравится самим. Большой теннис, горные лыжи, йога – казалось бы – что сложного, в том, чтобы определиться? А бальные танцы – вообще красота. Пусть моя девочка ими занимается – решает мама. Она у меня дома все время танцует! Но ведь есть много направлений в танцах. И если ребенок любит двигаться и чувствует музыку – это еще не значит, что именно в бальных он будет делать успехи. Возможно, ему больше подойдет, например, хореография. Необходимо дать ребенку выбор. Но каким образом, спросите Вы? Бальные танцы нынче увидеть разве что по телевизору на канале Спорт, а современные – на каждом углу. Конечно, ребенок, в силу того, что он современный ребенок, и в силу того, что современных видел больше выберет, к примеру, тот же Хип-хоп. Когда выбор такой - безсознательный, возможно, это не есть верно, в любом случае, маленькому человечку нужно показать, что есть такнцы разные, а в музыка бывает и классическая, и популярная, и народная, и джаз. Часто ли мы ходим на концерты классической музыки? А популярную ребенок слышит каждый день. Так с какой же стати он будет бежать на урок в музыкальную школу по фортепиано, если эстрадная студия – просто и круто? Еще чаще то, куда водить ребенка выбирается – по принципу – вот у меня не было возможности заниматься в детстве фигурным катанием, а у моего ребенка есть. Выходит ребенок должен осуществить ваши мечты? Но у него ведь своя жизнь, а не ваша Но многие могут возразить – как же ребенку, не имеющему за плечами опыта, узнать, чего он хочет, и для чего тогда родители, если не для того, чтобы сказать, что есть хорошо, а что есть плохо, что красиво, что нет? Выберите время – несколько выходных, чтобы сходить с ребенком на концертные программы, позволяющие ему составить представление о том или ином искусстве. Это не обязательно должны быть концерты, к примеру, в Большом зале консерватории…Для такого случая вполне подойдет даже открытый урок в ближайшей музыкальной школе. Узнайте у друзей-знакомых, чьи дети уже посещают какие-то секции или кружки, когда у них ближайшее выступление, приходите на них – и друзьям-знакомым будет приятно, а вам и вашему ребенку - полезно. Сходите на несколько концертов или выступлений, чтобы у ребенка была возможность сравнить. Ваша задача здесь – лишь рассказать ребенку о том, что стоИт за виртуозной игрой на музыкальном инструменте или красивым акробатическим номером – рассказать ребенку о том, что ему необходимо будет приложить усилия, чтобы достичь того уровня мастерства, которое он видел на выступлении. Поинтересноваться, понять, что ближе ему по темпераменту – гаммы или физические нагрузки, к чему он готов? Именно на это можно ориентироваться в том, чтобы помочь выбрать ребенку – чем заниматься. Другая распространенная ошибка – отдавать ребенка в кружок, где с ним будут заниматься тем, что ему не очень нравится делать, иными словами – развивать то, что не развито. Не любит рисовать – пусть идет в художественную школу, медведь на ухо наступил – в музыкальную. Наверное, что-то в этих рассуждениях есть – школа она на то и школа, чтобы учить. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что ребенок – существо тонкое, ранимое – будет видеть, что выходит у него хуже всех. Да и так ли необходимо в этой жизни уметь рисовать или петь, если совсем не хочется? А если не хочется, когда уже год-два отходили? Это уже совсем другой вопрос. Здесь необходимо в первую очередь выяснить причину. А термин «бросили» вообще стараться не употреблять. Обидно наблюдать, когда ребенок запросто рассказывает о том, что ходил на танцы, но бросил, ходил на хор, но бросил. А потом мы удивляемся, что нас друзья бросают, мужья Может быть уже на этом этапе объяснять маленькому человеку понятия о том, что если взялся что-то делать – делай до конца…Хотя бы до какого-то логического завершения. Не через силу, разумеется. Найти какие-то компромиссы. Возможно, обнаружив у ребенка отсутствие желания ходить на занятия, вместо уговаривания – «ну хоть этот год доходим», имеет смысл подойти к руководителю, преподавателю, поинтересоваться более подробно успехами ребенка, честно рассказать ситуацию о настроении ребенка. Если преподаватель считает, что ребенок делает определенные успехи, и заниматься ему стоит продолжать, попросите более внимательно относиться к тому, как проявляет себя на занятиях ваш ребенок – пусть его лишний раз похвалят, обратят внимание на него, даже поставят в пример – очень возможно, что это мотивирует ребенка не бросать занятия. А избежать забастовок со стороны чада поможет только грамотно выбранный вид занятия, а не спонтанное решение, такое, как например: художественная школа рядом – грех не ходить туда; друзья из соседнего подъезда водят своего Петю в бассейн – а чем мы хуже. Еще один важный момент – возраст. Когда начинать водить ребенка? На этот вопрос однозначного ответа нет. Бывают дети, которые и в 3 года готовы. Но в среднем, раньше 5-ти особого смысла – нет. Так считает большинство преподавателей. Если вам говорят, что деток принимают и с 3-х лет, то скорее всего, принимают всех подряд, а ближе к 7-ми уже работают с теми, кто поспособней, и скорее всего коллектив этот платный, а родители 3-х летних малышей так же платят за занятия, и отказываться от дохода у руководителей нет оснований. Тогда как есть ряд занятий, в которых ребенок в силу своих физических данных просто не в состоянии достичь какого-то результата в 4 года, тогда как в 7 это не составит для него особого труда. Так стоит ли тратить эти 3 года на то, чтобы ходить на такие занятия? Но все же если Вы решились отдать малыша петь-танцевать-рисовать уже в таком возрасте, нужно помнить, что самое главное в данном случае не престижность заведения, не титулы руководителя, а только лишь педагогические качества преподавателя. Пусть это будет ближайший досуговый центр, а не известный детский эстрадный коллектив, пусть это будет изостудия при детской библиотеке, а не художественная школа, лучшая в районе. Талант он всегда обнаружится, если он есть. А что дальше с ним делать – решать Вам и вашему ребенку. К слову о таланте. Много о нем сказано, много исследований, наблюдений существует на данную тему. Наша же задача – задача родителей – сделать так, чтобы талант не мешал ребенку быть счастливым. Зачастую, увидев одаренного, талантливого малыша, педагог пытается убедить его, и его родителей в том, чтобы заниматься этим, как говориться серьезно, поступать в профильное учебное заведение, делать это своей профессией. Большинство занятий предполагают творческую деятельность. Но увы как же несладно живется в нашей стране музыкантам, художникам, артистам и спортсменам. За очень редким исключением. Уверена, здесь нужно быть очень осторожными. Безусловно, приятно, когда твой ребенок успешен в чем-то, но не стоит при этом сильно увлекаться. К сожалению, есть много примеров, когда поездка на гастроли, сборы, оборачивается для ребенка проблемами в школе, неуспеваемостью. Многие школьные учителя делают таким деткам скидки – мол – он же у нас звезда – победитель, призер, наверное и не понадобится ему в жизни моя физика, поставлю ему четыре. Увы, встречаются родители, имеющие такую же точку зрения. А ребеночек вырастает, и понимает, что пением на жизнь ему не заработать…И вот здесь-то и начинаются проблемы…Солист в хоре – в жизни он оказывается совсем слабым по сравнению со своими сверстниками. В институт не поступает – потому что в школе не учился. Некогда было. Да и зачем…А одноклассники, не отличающиеся особо никакими талантами – и в институты хорошие поступили, и работу интересную нашли и путешествуют Поэтому талант – тема тонкая. Вернемся все же к принципам выбора вида занятия для ребенка. «Мы походим – а там посмотрим» - зачастую именно так родители объясняют появление ребенка на том или ином занятии. Но так тоже неверно. Преподаватель тратит на ребенка время. Поэтому, опять возвращаемся к тому, что прежде, чем вести ребенка, к примеру, на хор, необходимо ему этот хор показать, дать послушать. Потому что хор – это не только «вы там песенки будете петь». Каждый раз, когда ребенок уходит из коллектива – даже если он посетил 2-3 занятия – для преподавателя – разочарование, неприятность. Он задается вопросами – что не так, даже опытный, уверенный в себе. Иногда наблюдаю, как мамы, ожидающие своих деток после занятий, «меряются» - у кого ребенок в бОльшее количество секций и кружков ходит, не понимая, какую же они совершают ошибку. Тогда как 2-это максимум, который может быть. За очень редким исключением. А после окончания ребенком начальной школы желательно определиться с чем-то одним. Не говоря о физической и умственой нагрузке ребят, посещающих несколько секций – достаточно просто понять, что в каждом случае – это другой коллектив, другие отношения, друзья. Помимо того, что все это есть и в школе (детском саду) – представьте себе – еще 2-3 коллектива, в которых свои правила и участники…Это очень тяжело психологически для ребенка. Есть родители, которые отдают своих детей заниматься в известный коллектив. Тем самым предполагая, что именно в таких коллективах преподаватели точно проверенные, профессиональные, и именно они смогут дать ребенку все необходимое. Однако, смотря правде в глаза, как правило это делается для престижа. Ребенку же, по большому счету, все равно. Не говоря уже о том, что обучение в коллективах «с именем» стоит очень недешево. Другой вопрос, если ребенок действительно проявляет успехи. Зачастую грамотные преподаватели досуговых центров сами предложат, порекомендуют более сильную школу, секцию для Вашего ребенка. В этом случае обучение в престижном коллективе, безусловно, оправдано. Цена вопроса К сожалению, в Москве очень мало секций, кружков и коллективов, в которых обучение – бесплатное. Но они есть. Искать их нужно в районных досуговых центрах, они есть в общеобразовательных школах – в качестве дополнительного образования, во дворцах творчества. Но нередко пребывание и в этих, как бы бесплатных коллективах бывает только символическим. Как правило, руководители обращаются к родителям с просьбой собрать деньги на костюмы для выступлений, на инструменты, на ремонт и т д. Эти расходы вполне оправданы – бюджет на них редко закладывается, а если и есть – то символических, недостаточный. Поэтому этих «поборов» как выражаются некоторые, бояться нельзя – деньги эти идут отнюдь не в карман руководителю, а лишь на улучшение качества работы с ребятами. Кроме того, рассписание работы таких коллективов не всегда удобно. Гораздо большее число коллективов, в которые вы записываете ребенка предлагает именно платное обучение. И обучение это, кстати, Вы можете оплатить, например, из средств Материнского капитала – достаточно лишь того, чтобы у Организации, в которой будет обучаться малыш, была лицензия, и необходимо так же составить договор. В среднем, в Москве обучение ребенка музыке, танцам, спорту, стоит 2-3 тыс. р в месяц. В эту сумму как правило не включается оплата за костюмы, индивидуальные занятия. Еще одна статья расходов – гастрольные поездки. Если тот вид занятий, на которые ходит ваш ребенок их предполагает. А если предполагает – надо участвовать. Многие родители возражают – мол мы еще и деньги должны платить за то, что ребенок на сцене выступает. Но ведь большинство таких концертов не предполагает коммерческих целей, вход на них бесплатный, а бывает даже, что и аренду зала надо оплатить, и родителям приходится «выкупать» билеты. Но незабываемые впечатления от гастрольных поездок, счастье находиться на сцене – этих эмоций однозначно нет у ребят, которые сидят дома перед за компьютером Дать ребенку выбор, но не навязать его. Часто приходится слышать о том, что дети нынче растут неграмотными, в музыке не разбираются, красоту не понимают Всю беременность я слушала классическую музыку, ходила в оперу, когда родился – пела все самые красивые колыбельные, в квартире у нас всегда звучали мои любимые Моцарт, Шопен, Дунаевский. И каково же мое недоумение - сын фанатично подпевает в машине Scorpions – «слушали с папой, когда ездили на дачу…»….Может быть их красота – красота наших детей, нового поколения - в ином? А наша задача – лишь предоставить возможность выбора из того, с чем мы знакомим детей?


Продолжение. Начало здесь »» Китай Ситуация та же, что и в России: в техникумы поступают дети из более бедных семей. Поступить после 9 класса в техникум – означает признать, что твое будущее предопределено: ты никогда не станешь студентом вуза, ты пойдешь работать, и у тебя будут не слишком высокие заработки. Поэтому китайские школьники неохотно выбирают специальности, связанные с сельским хозяйством: они хотели бы учиться в техникуме по той специальности, по которой можно найти работу в городе. Что мешает им поступить в старшую среднюю школу? Вступительные экзамены! Каждая старшая школа принимает экзамены по своему собственному усмотрению, хотя и по государственным программам. Если это обычная школа, то у способного сельского школьника еще есть шансы поступить в 10 класс. Но сдать экзамены в хорошую городскую полную среднюю школу для него практически невозможно. Китайские деятели образования официально признают, что и по оснащению, и по качеству преподавателей сельские школы гораздо хуже, а следовательно, ниже и шансы их выпускников на поступление в хорошую старшую среднюю школу. Кроме того, в городах создано много элитных школ, готовящих к поступлению в университеты, и попасть туда – все равно что поступить в Москве в Высшую школу экономики. Чаще всего в такой школе старшая ступень имеет свою неполную среднюю школу, тоже элитную. У детей, которые уже в ней учатся, шансов в тысячу раз больше, ибо они начали путь с престижного детсада. Поэтому тема равных шансов на образование для сельских школьников в Китае очень актуальна. Пока там смогли обеспечить равные шансы только на ступени неполного среднего образования. Ради этого правительство некоторое время назад даже запретило на этой ступени так называемые «ключевые школы», т.е. лучше обеспеченные и материально, и учителями. Но это не меняет сути. В китайской и российской системах образования существует одинаковая социальная дифференциация: для детей из более бедных семей фактически все предопределено с детского сада. Но в Китае – еще более жестко, чем у нас, потому что они начинали в 80-е годы реформы с несопоставимо более низкого уровня, чем мы: в КНР шли к обязательной девятилетке, параллельно решая вопрос ликвидации неграмотности. Сегодня в Китае активно обсуждаются новые идеи: например, сдавать ЕГЭ два раза в году, как в США: если выпускника не устраивает полученный результат, он может еще раз попробовать сдать экзамены. Или сдавать ЕГЭ по разным предметам в течение года, чтобы у школьника не было такой безумной нагрузки. Сегодня китайцы говорят и пишут о том, что ЕГЭ в его существующем виде значительно усиливает неравенство высшей школы. В прошлом году на Всемирном форуме в Пекине я слышала целый доклад о том, насколько ЕГЭ способствует неравенству в доступе к качественному образованию. Поэтому китайцы всегда интересовались советской и российской системой поступления непосредственно в данный вуз. Они считают систему поступления при помощи стандартизированных тестов несовершенной. Сегодня 5% китайских университетов начали эксперимент, при котором студенты сдают экзамены непосредственно в этот вуз. Обсуждаются также разные формы профилирующих экзаменов: абитуриент сдает базовые экзамены, общие для всех вузов, и профилирующие, в зависимости от направления вуза. В Китае есть форма домашнего обучения, но она не слишком распространена (так же как и в России), тем более на селе. Впрочем, в отличие от России в КНР действует крупный центр по приему экзаменов экстерном. Ученик может подготовиться к ЕГЭ с домашними учителями (сдав соответственно сначала школьные экзамены). Но для сельских школьников это нереально. Ведь в Китае подготовка к поступлению в университет – целая индустрия, которая раза в два сильнее (и дороже) российской. Китайские родители тратят безумные деньги на репетиторов в надежде на то, что их дети смогут поступить в престижные университеты, входящие в программу «211» (100 лучших вузов, на поддержку которых выделяются крупные государственные средства) или, еще лучше, в программу «985», в которую включено около 40 вузов, обязанных выйти на мировой уровень. Диплом такого вуза гарантирует работу в международных фирмах и корпорациях, высокие заработки и многое другое. Как только дети моих китайских знакомых приближаются к окончанию полной средней школы – учеба превращается в сплошной родительский кошмар. Последний, 12-й год обучения – это интенсивная подготовка к поступлению. Правительство КНР пытается бороться с этим злом. Оно призывает преодолеть ужасную традицию, ориентирующую школу на подготовку в вузы. Но пока мало что получается! Традиции в Китае сильны. Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук Нина Боревская По материалам статьи http://www.ifes-ras.ru/component/content/a...venstvo-shansov США: хотите грант на обучение? Предъявите рекомендацию из церкви! В США, как это ни странно, нет единой системы выпускных и вступительных экзаменов и отсутствуют единые требования к абитуриентам как таковые. Планового приема и выпуска специалистов в Америке нет. Каждый ВУЗ набирает студентов по своему усмотрению, не заботясь о том, сколько из них закончит образование и куда они пойдут работать. Формально в ВУЗы США принимаются люди любого возраста. Срок обучения не ограничен, равно как и количество высших образований, что объясняется необходимостью оплачивать обучение. Процедура приема и отбора абитуриентов в ВУЗы США зависит от их направленности и уровня престижности. Например, одни ВУЗы выбирают студентов путем проведения конкурсных экзаменов и тестирования, другие ограничиваются собеседованием, для поступления в третьи не нужно ничего, кроме документа, подтверждающего наличие среднего образования. Университеты обычно заранее объявляют о своих требованиях, перечисляют тесты, которые необходимо сдать, и какую сумму баллов необходимо набрать для поступления. Общим требованием при поступлении в любой американский ВУЗ является представление документов об окончании полной средней школы, перечень изученных там предметов и оценки по ним, общее количество баллов по тестам на способности (у всех американцев в школе проверяют уровень IQ), а также рекомендации и характеристики из школы или колледжа. Очень важную роль при поступлении в американский ВУЗ играет рекомендательное письмо церкви, которую посещал абитуриент, характеристики о работе в общественных и благотворительных организациях, свидетельства об участии в школьных олимпиадах, фестивалях, спортивных соревнованиях и художественной самодеятельности. Большое значение уделяется мотивации выбора ВУЗа, факультета и специальности. В зависимости от этих факторов студенту может быть предоставлен грант на обучение. Абитуриенты, соотнося свои желания, склонности, успехи в школе и материальные возможности, очень часто подают документы сразу в несколько ВУЗов, чтобы в итоге остановиться на наиболее подходящем для них университете. По материалам http://www.taday.ru/text/212724.html В январе 2010 года президент США выступил с инициативой реформировать систему начального и среднего образования в США, введя единые образовательные стандарты и единый государственный тест для всех школ, аналог российского ЕГЭ. Идея реформы, получившей название «Гонка на вершину», заключается в том, чтобы заставить 48 американских штатов соревноваться друг с другом, пытаясь представить государству лучший проект реформы. Автор лучшего проекта получит господдержку. Напомним, система образования США находится в ведении местной администрации, и каждый штат самостоятельно разрабатывает образовательное законодательство и перечень необходимых для преподавания школьных предметов. По словам министра образования США, в проекте приняли участие образовательные институты из 30 американских штатов. Барак Обама так же выступает за необходимость введения базовых стандартов для всех штатов, поскольку на данный момент разные американские школы дают разное начальное и среднее образование, как в смысле качества, так и в смысле предметов и количества академических часов. В рамках этой инициативы администрация США предлагает ввести единый государственный тест для всех школ. В отличие от российского ЕГЭ, американский не будет служить пропуском в вузы. Результаты единого теста станут индикатором качества образования по всем Соединенным Штатам, от которого будет зависеть объем дальнейшего госфинансирования. Некоторые американские штаты и округа негативно относятся к идее реформы, поскольку считают ее государственным вмешательством в традиционные прерогативы местных властей. Профсоюзы учителей также недовольны, поскольку распределение нового госфинансирования не будет учитывать, насколько успешным был образовательный процесс в штате и округе изначально. Идея единого теста также вызывает вопросы, поскольку, по мнению многих преподавателей, школа – это институт, где важно не только передать знание предмета, но и воспитать гражданина. Помимо этого, конгрессмены могут не поддержать объем финансирования реформы. Существует мнение, что на фоне экономической рецессии США не могут позволить себе тратить $5,7 млрд. на изменение системы образования. По материалам http://5ballov.qip.ru/news/newsline/2010/01/19/63844


Уроки письмаВ школах американского штата Индиана отменили обязательные уроки письма, пишет Daily Mail. Об этом говорится в директиве Департамента образования штата. По мнению чиновников, столь архаичный навык, как письмо от руки, больше не обязателен для школьников. Ожидается, что вместо этого ученики смогут уделять больше внимания скорости и качеству набора текста на клавиатуре. При этом директива не запрещает учить детей письму – решение по этому вопросу вправе принимать руководство каждой школы. По словам инспектора школьного округа Ист-Аллен Кэрил Грин (Karyle Green), она не удивилась решению чиновников. "Умение писать от руки – умирающее искусство. От руки больше ничего не пишется", - заявила она. Заведующая учебной частью того же округа Мэрилин Хиссонг (Marilyn Hissong) рассказала, что полностью отказываться от преподавания письма в их школах не будут, однако сократят срок обучения этому предмету с четырех лет до двух. Это делается в основном ради того, чтобы ученики смогли при надобности читать рукописный текст. "Однако это уже начинает становиться ненужным", - признала Хиссонг. При этом остается неясным, что будут делать не умеющие писать ученики, когда им потребуется расписаться.


Разговор о математике и не толькоДумаем. Размышляем. Делаем выводы Математическая составляющая профессии, безусловно, сыграла в формировании моего взгляда на школьное образование свою, мне кажется, положительную, роль. А знание «внутренних» особенностей профессии учителя позволяет представить общую картину наиболее полно. К тому же, я постоянно «помогаю по математике» детям разных возрастов, способностей и подготовки из семей моих многочисленных знакомых. Но, в общем, все мои наблюдения сводятся к очень невеселым мыслям по поводу состояния образования в средней школе. Эти мысли постоянно находят подтверждение в разговорах с друзьями и коллегами. В частности, мне известна весьма печальная статистика результатов решения задач окружного тура школьной математической олимпиады школьниками Москвы. А на олимпиаду, как известно, посылают лучших учеников. И нельзя сказать, что задачи стали сложнее, скорее, наоборот. Причем особенно интересно, что в олимпиаде 2008-09 учебного года именно с задачами «школьного» характера дело обстояло хуже, нежели с задачами, которых в школе «не проходили». Почему многим детям не нравится математика К счастью, многих современных родителей волнуют вопросы: почему для поступления в институт необходимы занятия с репетиторами? Почему в школе так тяжело «идет» математика? Почему математика так не нравится многим детям? Почему так усложнились программы по математике? На последний вопрос ответить сравнительно легко, потому что ответ будет таким: школьные программы по математике не усложнились, а упростились. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить систему задач из прежних классических советских учебников Киселева и задачника Рыбкина по геометрии или задачника Ларичева по алгебре с задачами из нынешних школьных учебников или дидактических материалов, используемых в массовой школе. Почему же детям так трудно разобраться в математике? Именно потому, что вот на это самое «разобраться» времени-то на школьных уроках и не отводится и цели такой перед учениками (и учителями) не ставится! А как может нравиться бессмысленная, непонятная, да при этом обязательная деятельность? Приобретение культуры мышления Занятия математикой не должны являться занятиями с числами и формулами. Это, прежде всего, занятия с собственными способностями к рассуждению и размышлению, воспитывающие культуру этих самых размышлений и рассуждений; это, если угодно, занятия этикетом мыслительной деятельности. Как поведение может быть организованным или нет, приличным или неприличным, так и мыслительная деятельность может быть ясной или безалаберной, культурной или бескультурной. Занятия математикой — это, прежде всего, формирование культуры мышления. И они, как часть общечеловеческой культуры, не могут существовать отдельно от нее. То есть, конечно, человек может, допустим, считая себя «вполне культурным», позволить себе выбросить мусор под куст в лесу. Или бросить обертку мимо помойки, или зайти в комнату с чисто вымытым полом, не вытерев ног о тряпку. Но это означает просто-напросто лишь то, что ему не хватает этой самой культуры (будь он самым что ни на есть распрекрасным математиком). А может наоборот, содержать себя «в полном порядке», но не уметь связать двух слов, или, что еще хуже, осмысленно сделать какой-нибудь вывод из собственного же опыта. А еще бывает «культура» напоказ и культура внутренняя, глубоко прочувствованная; красующаяся культура-тщеславие и незаметная культура-скромность. Так, ученик может учиться — и притом успешно! — исключительно ради выгод: сначала ради оценок, похвалы окружающих, ради ЕГЭ; затем ради материального благополучия или возможности возвыситься над прочими. В этом случае без культуры мышления можно обойтись легко. Или же он может учиться ради интереса, ради воспитания себя (выраженного в стремлении становиться лучше), а затем — ради ответа на вопрос о смысле собственной жизни. И вот тут-то без культуры мышления не обойтись никак. Иначе выводы будут ошибочными, а улучшение себя окажется раздуванием гордыни. Короче говоря, стремление стать культурным человеком понимается нами как стремление приобрести в конце концов культуру духовную, а жизнь свою сделать оСМЫСЛенной. Почему же занятия математикой могут помочь в достижении этих целей? Именно потому, что они являются наилучшим упражнением для приобретения культуры мыслительной деятельности, не отягощенным «мусорной», с точки зрения приемов этой деятельности, информацией. По словам замечательного математика и известного педагога, автора школьных учебников и задачников И.Ф. Шарыгина, математика — экологически чистая пища для размышлений. Приемы мыслительной деятельности, отрабатываемые с помощью математических упражнений, являются основой для грамотных размышлений по какому угодно поводу. Но также необходимо отдавать себе отчет в том, что занятия математикой при неправильном к ним подходе из очень полезной деятельности могут превратиться в деятельность, убийственную для интеллекта ребенка, как это и произошло в средней школе. Самым вредным для развития интеллекта ребенка предметом в школе стала именно математика в том виде, в котором она преподносится в настоящее время в подавляющем большинстве случаев. Из этого правила, безусловно, есть исключения: школы, где ситуация с математикой иная. Но такие школы — в основном специализированные и составляют очень малую долю среди всех школ. Ситуация настолько плачевна, что ученика легче «реанимировать», если он вообще не занимался математикой, чем если он хоть как-то старался соответствовать школьным требованиям. Если же он ПРИНЯЛ школьные «правила игры» в изучении математики, «реанимацию» можно считать практически невозможной. Поясню. В школе учителя поставлены своим начальством (а начальство — его начальством) в такие условия, что им НА НЕСКОЛЬКО ПОРЯДКОВ сложнее обучать детей разумному подходу к математике, нежели организовать примитивное запоминание фактов и приемов, без осмысления учениками собственной деятельности. Поэтому самый распространенный ответ ребенка на вопрос «Почему ты так сделал?» — «Нас так учили». Впрочем, и сами учителя уже настолько привыкли к данному положению вещей, что мало осталось таких, которые могут учить по-другому. О том, как это получилось — разговор особый. Все, как обычно бывает в таких случаях, произошло как бы «само собой». Но не будем здесь вести этот грустный рассказ, а призовем подумать, как можно попробовать избежать дурного влияния школьной математики на ребенка средствами, доступными мыслящим и ответственным родителям. Основной задачей родителей в этом случае является организация осмысливания их детьми того материала, который дети «проходят» в школе. И начинать надо с начала, то есть с материала начальной школы. Дело в том, что после начальной школы мышление детей чаще всего предельно «алгоритмизовано», то есть, приспособлено к действию по алгоритму. И одновременно свободно от собственных мыслей по поводу своей же деятельности. Ответственность за эту деятельность полностью переложена на алгоритм. Это, безусловно, сопряжено со способами обучения младших школьников. Их ответы на вопрос «Почему?», заданный по поводу решения какой-нибудь задачи или примера, в основном сводятся к следующим: «так учили», «так надо», «так всегда делали», «таково правило». Поэтому и в старшей школе, если правил не хватает — например, перед учениками поставлена какая-либо проблемная ситуация, — они тут же выдумываются детьми, причем вопрос о правильности, по привычке, не стоит, главное, чтобы они выглядели похожими на какие-нибудь уже известные школьникам правила. Это следствие потребности детей на что-то опереться, что само по себе замечательно. Но отсутствие у них собственного мышления, собственной ответственности делает ситуацию удручающей. Что могут родители Итак, дети не приучены к главному: задумываться над тем, что они пишут, что делают. И, наоборот, хорошо приучены «решать», не задумываясь, «на автомате». Обусловлено это, в частности тем, что основную свою методическую задачу учителя начальной школы чаще всего видят в тщательной отработке навыков воспроизведения всего, чего угодно, основанных, по сути, на вырабатывании у детей условных рефлексов. И если при отработке почерка, выучивании букв и цифр это необходимо, то при развитии навыка чтения с одновременным пониманием прочитанного, навыка счета, в том числе запоминания таблицы умножения, эта методика приводит к катастрофическим для дальнейшего образования последствиям. Именно поэтому слишком многие дети сильно затрудняются в понимании текста, а значит, в осмыслении написанного, что ведет к снижению или почти полной потере способностей анализировать что-либо и делать какие-либо самостоятельные выводы. Отсюда — трудности при пересказе относительно длинных или даже совсем коротких текстов. (Кстати, отсюда же возникают не только учебные трудности, но и чисто человеческие: инфантильность мышления и, соответственно, поведения многих современных подростков, характеризующиеся практически полной безответственностью). Решения математических задач просто выучиваются наизусть, вплоть до совпадения отдельных слов. Творческая литературная деятельность представляется делом совершенно безнадежным. Сочинения в старших классах практически не пишутся, а изложения вызывают огромные трудности: язык школьников чаще всего беден и примитивен, состоит из штампов-формул. Ну и, конечно, масла в огонь подливает «масскульт», особенно «звездное» и рекламное «творчество» недавних школьников. На мой взгляд, такое положение поддерживается и культивируется с простой и, думаю, главной целью: формирования рынка всеядных потребителей. Обратимся к корням — методам обучения наших детей. Итак, главным нежелательным эффектом обучения, основанном на запоминании и отработке применения правил и формул, является неумение действовать и мыслить ответственно, постоянная потребность в готовых рецептах, смысл которых сознавать не требуется и даже возбраняется, так как это снижает скорость изложения материала и «качество» написания отрепетированных «контрольных» работ. Так научено не одно поколение учеников, в том числе и подавляющее большинство сегодняшних учителей, которые, часто не сознавая того, что делают, передают свой опыт дальше, обучая учеников в том же бездумном стиле, в каком научены сами. Прибавим экономически обусловленное агрессивное влияние «внешней среды» и получим почти безвыходную ситуацию. Почти. Если бы не мы сами — родители своих детей, умеющие думать и делать выводы. Мы, родители, можем (и должны!) являться самым главным, мощным и определяющим фактором воспитания образа мыслей своих детей. Более того, при нашем родительском, умном и неравнодушном подходе к воспитанию своих детей и одновременно себя, — а одно без другого не может существовать! — конкурировать с нами мало кто и что может. Хотя, безусловно, опасности, влиянием которых на детские и наши души нельзя пренебрегать — на каждом шагу. Но кто говорит, что будет легко? Легко можно только деградировать, что и происходит на наших глазах, и отражением этого процесса является, например, постоянное снижение уровня заданий ЕГЭ по математике. С чего начать Что же можно предпринять, с чего начать образование — настоящее, а не бутафорское — своих детей? Во-первых, с осознания того, что внешнее влияние рекламы, безумных фильмов, компьютерных игр и прочих легионов опасностей играет определяющую роль в формировании поведения и вкусов ребенка только в случае отсутствия положительного влияния на него общения с родителями, нехватки этого общения. Наше исполненное любовью, строгое и одновременно терпеливое и доброжелательное общение со своими детьми является той частью их защиты от многочисленных неблагоприятных внешних воздействий, которая так необходима нашим детям для полноценного развития. Для православных, воцерковленных семей очевидно, что другой частью этой защиты является молитва. Но забывать об опасностях нельзя, и в первую очередь следует исключить те из них, которые подменяют живое человеческое общение виртуальным общением, например, Интернет-общение или просматривание телевизора, которые все чаще становятся причиной болезненных состояний детей. Также одним из наиболее вредных факторов, влияющих на умственное и физическое состояние детей, являются сотовые телефоны. Лучше, если у вашего ребенка «сотика» не будет вовсе. То же относится и к популярным «игровым станциям». Иначе у вас не будет шансов привлечь заинтересованное внимание ребенка, а у него не будет свободного времени для общения с вами. Во-вторых, организовать осмысление математического материала, проходимого в школе, для начала можно с просьбы объяснить вам то или иное из школьной программы, сославшись, например, на то, что в свое время в школе вы это не поняли, а вот теперь вам представился замечательный и уникальный случай наконец-то разобраться по-настоящему! Ни в коем случае не перехватывайте инициативу в объяснении, даже если оно в исполнении вашего ребенка будет неудовлетворительным. Просто сообщите, что понятнее вам не стало и попробуйте найти объяснение вместе. Причем ваша роль должна быть очень скромной, вы можете лишь догадываться, предполагать, грамотно и точно ставя вопросы, постоянно подталкивая вашего сына или дочку к доходчивому, понятному на самом деле прежде всего ему самому, объяснению. И обязательно порадуйтесь вместе с ребенком, насколько вам стало приятно от того, что вы так ясно поняли (наконец-то!), с его помощью, обсуждаемый вопрос. Тогда в следующий раз он охотно откликнется и с радостью поможет вам справиться с очередным «пробелом» в вашем школьном образовании. Начинать лучше с самых простых вопросов, как раз с тех, которые «проходят» в начальной школе. Не стоит смущаться, например, что вы не понимаете, почему «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется». Правило-то у всех на слуху, а вот почему оно работает? Можно, допустим, сказать: «Не понимаю, как это объяснить. Помоги». Посложнее будет тот же вопрос про два сомножителя. Затем, с тех же позиций понимания по-настоящему, можно обсудить, например, формулы периметра и площади прямоугольника, объема коробки. Заодно разобраться, что такое «квадратная единица» и «кубическая единица» и почему в одном метре 100 сантиметров, а в одном квадратном метре уже вовсе не 100, а гораздо больше квадратных же сантиметров. И что такое литр, и почему миллилитр часто называют «кубиком», и какого размера этот кубик. Кстати, будет небезынтересным уточнить (или выяснить?) значения приставок деци-, санти-, милли-, кило- и других. Почему в одном случае в задачах «на скорость» скорости складывают, а в другом вычитают. И так далее, и так далее. Причем вовсе не обязательно устраивать специальные занятия. Напротив, вопросы эти хорошо обсуждать устно, например, по пути куда-нибудь, скрашивая длинную скучную дорогу, в общем — при всяком удобном случае, лишь бы у вас была возможность более или менее неторопливо поговорить. Не хватило времени — не беда, разговор можно будет (только — обязательно, вам же интересно!) продолжить. Можно просто тренироваться в устном счете, подбрасывая попеременно друг другу примерчики, заранее условившись о величине чисел (скажем, не больше двузначных). Или совместно изобрести способ разумного и удобного запоминания таблицы умножения. Главное при этом избежать запоминания-зубрежки. Остановлюсь на этом вопросе чуть подробнее, так как таблица умножения часто является началом негативного отношения к математике и трудностей «системного характера». Оно и понятно: попытки понимания математики все время будут перебиваться раздражением от непонимания сопутствующих мелочей, связанных с неумением, в частности, считать. Попробуйте, например, вести содержательный разговор с иностранцем, справляясь в словаре о каждом слове, произнесенным им или вами! Нетрудно представить, что из этого выйдет. Итак, для начала можно попробовать вместе с ребенком, по очереди называя числа, досчитать до ста «десятками» (легко!), «пятерками» (тоже легко!). Но, между прочим, при этом формируется еще и понимание признаков делимости на 5 и на 10. Затем считаем «двойками». Здесь, заодно, возникает тема четности. Замечу, что в книгах о занимательной математике довольно часто встречаются остроумные и одновременно простые задачи, связанные с идеей четности. Например, такая: «Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 тетрадей, то стопки станут одинаковыми. На сколько в одной стопке больше тетрадей, чем в другой?» Или такая (для детей — существенно сложнее первой): «В записи числа 198 цифр. И все эти цифры равны единице. Делится ли это число на 18?» Чтобы все читатели оценили красоту последней задачи, приведу решение. На 18 может поделиться только четное число. А у нашего числа последняя цифра — единица. (Число 198 выбрано для тех, кто знаком с признаком делимости на 9; в качестве «ложного следа»). Затем можно потренироваться считать «тройками» и так далее. Это уже посложнее. Возникает больше ошибок, но и «спортивный» интерес возрастает. Потом — в обратную сторону (от ста, точнее, от соответствующего числа, ближайшего к ста). Это будет замечательной подготовкой к усвоению таблицы умножения. Можно разнообразить ваши упражнения задачками, подобными приведенным выше. Или придумыванием способов удобного складывания или вычитания различных чисел. Например, когда у нас с дочерью впервые возникла необходимость сложить числа 5 и 7, дочь быстро, «в уме», посчитала и сообщила мне верный результат. На мою заинтересованную просьбу рассказать, как это у нее получилось так быстро посчитать, последовало такое рассуждение: «Ну, я же знаю, что 5 плюс 5 будет 10, ну, и еще два». При этом прием счета «на пальцах» (загибая их по одному) уже был у нее в арсенале. И я не уверен, что дочь не «подстраховалась». Но, может быть, специально ради нашего разговора, изобрела такое вот объяснение. Случай этот я рассказал только для иллюстрации того, как из обычного скучного действия можно сделать интеллектуально «вкусный» разговор. Конечно, задачи можно преподносить совершенно по-разному, придумывать истории или ситуации. Например, можно считать ступеньки или, скажем, червячков птенцам скармливать, всем поровну, и интересоваться, сколько этих самых червячков должны поймать птички-родители и т.п. Кому-то больше нравится одно, кому-то — другое. Ясно, что к разным детям нужен иногда ОЧЕНЬ разный подход. Тем более что объяснять умножение ДО выучивания таблицы вовсе не то же самое, что ПОСЛЕ. Ну, а дальше надо изобретать, делать ваше общение по поводу таблицы умножения интересным и интеллектуально увлекательным. Дальше намеренно не привожу последовательности действий. Важно, чтобы дети научились думать сами, контролировать свои шаги размышлением. И родители задумались над этим же. Не форсируйте события, будьте внимательны к развитию мысли своего ребенка. Главное — получать радость от совместного творчества. А если вы еще время от времени будете «подкидывать» какие-нибудь простые устные загадки и задачки на сообразительность (скажем, за чаем) для обсуждения, это не только послужит развитию мышления всех участников разговора, но и придаст вашему совместному времяпрепровождению особенный, увлекательный характер. К слову, расскажу об одной забавной игре для двоих. Один (предположим, папа) называет любое натуральное число, не большее 10. Затем другой (допустим, сын) прибавляет к нему любое натуральное число, не большее 10 и так далее. Выигрывает тот, кто первым получит число 100. И, безусловно, надо позаботиться о наличии в домашней библиотеке хороших книг. Конечно, вряд ли возможно таким образом освоить всю школьную программу по математике. К тому же, нельзя забывать о существовании других предметов. И гнаться за полным охватом всех разделов школьной математики, безусловно, не стоит. А вот воспитать таким образом в своих детях умение по-настоящему учиться, умение вдумываться, умение строить собственные рассуждения и делать выводы, ответственность за них, безусловно, в наших силах и, более того, обязанностях.


Copyright © 2012-16 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика