Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта kmednickowa@yandex.ru
Интересные статьи
Формирование у детей положительных взаимоотношений со взрослыми
В подвижные игры вовлекаются в основном небольшие группы детей — от 4—5 до 5—10. Очень важным моментом подвижной игры является умение воспитательницы провести ее живо, весело, вступая в игровое общение с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей. С детьми 1 года 6 месяцев целесообразно проводить такие игры, как «дети и собачка», «пузырь», «догонялки», «колокольчик», катание большого и маленьких мячей, разбрасывание их и собирание. Подвижные игры должны проводиться ежедневно. Для того чтобы вызвать у детей оживление, порадовать, посмешить их, надо проводить игры-развлечения, показывать детям заводные игрушки, солнечный зайчик на стене, играть с ними в прятки, догонялки, игры-шутки.<!--more--> Такие игры-забавы проводят ежедневно индивидуально с каждым ребенком и объединяют детей в группы. Учитывая значение разных видов деятельности детей, в течение недели с детьми второго года необходимо проводить следующие занятия: по развитию речи и ориентировки детей в окружающем; по развитию действий с предметами, дидактические игры по сенсорному развитию; музыкальные занятия; игры, гимнастика, развлечения. Формирование у детей положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми, выработка некоторых доступных правил поведения и предупреждение отрицательных привычек являются уже на втором году жизни необходимой и весьма существенной чатью воспитания.
Решение этих задач является первой ступенью нравственного воспитания ребенка. Для создания положительного отношения детей друг к другу необходимо предупреждать возникновение между ними конфликтов. Надо следить, чтобы дети не собирались в одном месте, чтобы у них было достаточное количество игрушек, чтобы они не мешали друг другу. В этом возрасте нельзя требовать от детей, чтобы они играли вместе. Без непосредствен не го участия взрослого это им еще трудно. Для воспитания положительных взаимоотношений и правил поведения необходимо закреплять положительные действия ребенка (похвалить, выполнить его просьбу, помочь ему) и не закреплять отрицательные (например, если ребенок отнял у другого игрушку, то ни в коем случае нельзя давать ему ее; если он ударил другого, — выразить ему явное неудовольствие). Нельзя заставлять ребенка спокойно, не двигаясь, долго стоять или сидеть без дела. В возрасте до 1 года 4—5 месяцев широко применяется метод отвлечения, т. е. переключение внимания и интереса ребенка на другое в том случае, когда его требование невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять.


В самостоятельной деятельности дети второго года жизни много играют с дидактическими пособиями, производя с ними различные действия. Наряду с этим дети начинают играть с сюжетными игрушками. Сначала с их помощью дети воспроизводят действия, показанные им взрослыми, а затем самостоятельно отображают наиболее часто воспринимаемые действия и явления окружающего. Большой удельный вес в поведении ребенка занимают движения и заинтересованное наблюдение за всем, что происходит вокруг него. Так как деятельность является основным средством развития детей, то организации ее надо уделять большое внимание. У детей должны быть разнообразные игрушки: для действий с предметами — пирамиды (но не больше чем 4—6 колец, которые легко снимаются и надеваются), матрешки среднего размера, вкладные чашки, бочонки с 2—3 вкладками, ящики, коробки с кирпичиками, шариками и другими предметами, кубы, кирпичики среднего и крупного размера (крупный строительный материал должен быть легким, поэтому он делается полым) и др. Для сообразительной игры нужны куклы, мишки, игрушечные зайцы, собаки, кошки, птички, посуда среднего и крупного размера, лоскуты, косынки (дети любят наряжаться), ящички, которые дети используют как ванночки, кроватки для кукол и т. д. Следует показывать детям, как нужно правильно пользоваться совком, лопаткой, молотком. Для наблюдения хорошо иметь аквариум с рыбками, делать сюжетные макеты. Учитывая возрастные особенности детей, обстановку в комнате для игры надо несколько видоизменить применительно к тому, какие дети в данный момент играют. Дети первого полугодия обычно играют тем, что попадает в поле их зрения, поэтому игрушки для них нужно расставлять по всей комнате. Например, куклы, мишки, игрушечные-животные раскладываются на детских диванчиках, в тележках, на горке, ящики с кубиками, вкладные, разборные игрушки — на столах, открытых полках, мячи — в корзи¬нах, ящиках, тележки — на полу в разных местах комнаты. Если в одном месте находится много игрушек, это рассеивает внимание детей. Хорошо располагать игрушки комплектами. Например, возле куклы положить одеяло, чашку, в тележку наложить кирпичики, посадить куклу или какое-нибудь игрушечное животное. Это поможет ребенку использовать не один, а несколько предметов, что усложнит его игру. Для детей после 1 года 6 месяцев часть игрушек, например строительный материал, запасные куклы, кукольное оборудование, может уже находиться в доступных детям. За игрушками закрепляются определенные места, так как дети могут уже находить их по памяти. Все действия должны сопровождаться соответствующими словами и давать указания к действию: «покорми собачку», «покатай куклу». Детям второго полугодия второго года жизни воспитательница на игрушках показывает несколько связанных между собой действий, т. е. разыгрывает уже несложные сюжеты, используя разные добавочные предметы. В этом возрасте ребенка легко отвлекают действия других детей и они часто мешают друг другу. Чтобы создать наиболее благоприятные условия для игры каждого ребенка, воспитательница должна: держать в поле зрения всех детей и направлять их деятельность; немедленно подходить к детям, как только они собираются в одном месте, чтобы вовремя вмешаться и предупредить возникновение недоразумений между ними; подсказывать детям, где удобнее играть той или другой игрушкой. Общение с детьми должно быть преимущественно индивидуальным или можно объединять 2—3 детей.


Барся, 17.06.06 12:37 Педагог из меня, как ни странно, хороший, когда дело касается чужих детей, а вот мамашка вышла так себе. Ну, работаю я больше, чем ребенком занимаюсь. А когда занимаюсь - напрягает меня одна вещь. Ребенок у меня - пацанский, вроде бы как и положено. Фанатеет от машин. Дело в том, что, например, книжки он смотрит только те, в которых машины нарисованы. Машины кладет с собой в кроватку и обнимает их. На улице смеется, когда проезжает большой грузовик. Правда, играет не только в машинки - и в домино, и в мозаику, и конструктор, и в магнитную азбуку. "Рисует" и просит рисовать только машины - пожарную, милицейскую, подъемный кран, грузовик и т.д. На прогулке обходит вокруг каждую машину, любовно трогая фары, колесики, двери, номер и т.д. В магазине, кроме машин, ничего не замечает, гладит их... Это что, деградирует мой ребенок, что ли? illen, 17.06.06 12:40 Не придумывайте себе проблемы Барся, 17.06.06 12:46 illen, то есть это нормально, да? Душечка, 17.06.06 13:31 увы, это нормально Solange, 17.06.06 13:33 Барся, мой сын тоже играет исключительно машинками. Правда, книги его увлекают с различными сюжетами и картинками. Шахерезада, 17.06.06 14:18 Барся, мне кажется все это проходящее. У Дальки 1,5 года бзык был на Винни-Пуха. Мультики только с ним, куда бы не пошли тащем с собой мишку, паззлы, одежда, посуда, все должно было быть с Пухом. А сейчас сдвиг на Барби. Все про Пуха забыли. Ну только что мульты с ним посматреть, а все осатльное только Барби. Муж ее перед моим днем рождением спрашивал: что мы маме подарим. "БАРБИ"! В общем теперь коллекционируем кукол) Tartan, 17.06.06 15:38 QUOTE Это что, деградирует мой ребенок, что ли?  Какие мы, мамашки, всё-таки, перлы иной раз выдаём и чем только на заморачиваемся. Барся, они почти все на чём-то зациклены в разные периоды жизни - то одно, то другое в эпицентре внимания и любви. Мне кажется, что маленькому ребёнку даже может сложно быть "разносторонее развитым" т.е. интересоваться всем вокруг в равной стeпени - нервишки ещё некрeпкие, нерная система легко перегружается, удержать большое кол-во информации и пережить слишком много эмоций сложно, поэтому "зацикливание" помогает им не разбрасываться и не перегрyжaть себя. Ну это я так просто рассуждаю, мне кажется, что это такая детская особенность. Мой брат, помнится мне, тоже именно вот на машинах был зациклен, даже сказки ему рассказывали вот такого типа: "Жили-были бабушка и дедушка и была у них внучка Маша. Вот поехала Маша в лес на машине жигули в лес за грибами да ягодами, а в лесу грязь, и Маша застряла. Пришлось ей идти в колхоз за трактором Беларусь, чтобы вытянуть машину" Клянусь - вот так и переиначивали ВСЕ сказки, по-другому он их просто не слушал. И лбимая книжка был журнал "Зa рулём" и марки машин и тракторов он все знал в двухгодовалом возрасте безошибочно. Могу сказать, что он точно не деградировавший дегенерат, совсем как раз наоборот. Ну машины, правда, до сих пор обожает, недавно вот себе новый джип купил . rikkuri, 17.06.06 17:47 Барся, скорее это деградация маминой фантазии. Евдокия, 17.06.06 21:22 Барся, в тему "Мама, машина едет! машина!" Вишневый_пряник, 17.06.06 23:14 Темыч тоже играет только в машинки....и в магазине выбирает исключительно машинки...а дома просто машиночный завал...или машинный в общем уже не соображаю как правильно склонять прилагательное МаринаS, 18.06.06 05:08 у нас тоже подобное было, да и сейчас есть в каком-то смысле, т.е. с ребенком ни о чем невозможно было говорить кроме любимой темы, излагаемой в двух словах, ничем не заинтересовать кроме того, что он сам себе выбрал на самом деле это тяжело, т.к. приходится таки слушать одно и тоже годами (особенно когда кроме ребенка практически никого не видишь) но судя по всему это типично и особенно для мальчиков Lisik, 18.06.06 06:08 Барся, а у меня муж такой все разговоры о машинах и журнал "Авторевю" Ладно еще сказки ему не рассказываем (все потому что сейчас безлошадный). Перерастет. Лет в 6 пойдут биониклы и Человек-Паук ну и так далее, лет к 20 опять к машинам вернется rikkuri, 18.06.06 11:20 Ну приходится же от всех женчин слушать про роды-и ничего Барся, 18.06.06 13:28 Были вчера в зоопарке. Ну какой там зоопарк! Катание на мини-автомобилях, карусельке такой - и требование на следующий день показывать фотографии, на которых деть на этой карусельке запечатлен. Я ему и жирафа показываю, и слона, - "Помнишь?". То, что он говорит, можно перевести как "Да жираф, мама, жираф, машину мне покажи, где мальчик едет!" Ранетка, 18.06.06 13:49 Вот интересно, когда деть с младых ногтей увлекается ТОЛЬКО музыкой или рисованием, родители его тут же зачисляют если не в гении, то в вундеркинды. А если машинками, то это настораживает. милая, 18.06.06 16:07 О, у моего тоже такое было. Проходит-проходит, что ж делать то, мальчишки. А вот у сестры сын 1,5 года (с 1,5 до 3лет) зациклен на буковках-цифирках, по мне так это даже хуже - потому что несвоевременно увлекается знаками и символами , вместо настоящих предметов. Да и не проходит. Divo, 18.06.06 16:10 Мой сын зациклен на поездах и железных дорогах Животный мир его совершенно не волнует. Мой двоюродный брат в детстве тоже был со странностями: играл только с палочкой. Она у него была и собачкой, и бластером, и машиной. Ничего - вырос, два высших, увлекся машинами. Pumpkin, 18.06.06 16:13 о - мой сыночек тоже просто спит и видит машины есть пример папы - так же бредил, в результате свой бизнес, связанный с машинами-перевозками Барся, 18.06.06 16:15 М-да... А мое педагогическое образование твердило мне, что ребенка следует ВСЕСТОРОННЕ развивать с младых ногтей. Что называется, "забудьте все, чему вас учили в школе". Так что Данилова, Жукова, Тюленев и еже с ними для меня больше не авторитет Gabi, 18.06.06 18:09 Увидела название темы и испугалась Мой Санчес уже не бредит машинами, у нас сейчас в фаворе Человек-паук, Бетман и лего-Бионикл (это при том,что ни мультов, ни фильмов про них он не видел ) . А машины стоят ,уж с полгода, пылятся... rikkuri, 18.06.06 23:25 Барся, всестороннее развитие не исключает личных интересов ребенка. Julia exquisita, 20.06.06 21:39 ЦИТАТА (Divo) Мой сын зациклен на поездах и железных дорогах Меня, признаться, это несколько настораживает, т.к. рисовать/лепить/вырезать Тимке не так интересно, как возить паровозы... Но моторику и навыки-то надо как-то развивать... Барся, 20.06.06 21:42 Выход один - рисовать\лепить\вырезать на соответствующую тему... Если бы вот он только это делал сам, а то ведь - "мама, рисуй подъемный кран" (это в переводе с детского)... Юла!, 21.06.06 09:02 QUOTE деградирует мой ребенок надо же такое про ребенка сказать (Вы меня извините, просто правда шокировала это фраза.. ) да ребенок просто правильно и нормально развивается в нужном ЕМУ направлении!!! такие вот интересы у ребенка! уважайте его интересы!!! мой сын тоже увлекается машинами и вообще всякой техникой с самого самого раннего младенчества , так это ж клево!!! и вовсе это не важно, что его мама больше интересуется с самого раннего детства и по сею пору природой животными и растениями , у человека свой путь! Solnishko, 21.06.06 09:32 У нас тоже ребенок увлекается машинками, поездами, тракторами, ну и разной там техникой. Когда у него спрашивают, что тебе подарить только машинка и все. Каждый раз когда мы с ним идем в магизин продуктовый, там есть большая витрина с машинками, так после кассы, мы обязательно должны подойти и все там рассмотреть и мне нужна эта, и эта, и эта, и так каждый раз. Мне кажется это нормальным, ребенок чем то увлечен, может было бы наоборот странным если бы ребенка ничего не интересовало. Ну кому то нравится играть с мягкими игрушками, кому то с куклами, кому то с машинками, что ж здесь странного. А когда мы идем куда-то то должны обязательно постоять на перекрестке или повороте и посмотреть как поворачивает машина, как машины поедут после светофора, а уж когда лужы на дорогах, это самое то, ему так любобытно наблюдать как машина переедет лужу, как брызги во все стороны, ух. Так что не зачикливайтесь, все с Вашим ребенком в порядке, ну нравится ему машинки. Как Вы видите многим мальчикам такого возраста они тоже интересны. ФОльга, 22.06.06 14:01 Барся, успокойтесь, все нормально. Я со своими проходила и со старшим и с младшим. Старший в свое время тоже был зациклен на машинах. В два года знал большинство марок популярных машин, даже без эмблемы мог марку назвать, а уж с эмблемой вообще труда не составляло. Я смотрела на него вот так . Книжки, журналы с машинами . В зоопарк в два года с ним ездили, бабушка потом спрашивает, расскажи что ты там видел? И чтоб вы думали он ответил? МАШИНЫ!!! (Когда с одной территории зоопарка на другую по мостику над дорогой нужно было переходить, он буквально застрял там, ну как же, столько машин, что еще нужно в зоопарке ). Потом года в 3,5-4 стало проходить, интерес стал переключаться на конструкторы, солдатики, пистолеты и пр. Интерес к машинам поугас. С младшим приблизительно тоже самое. rikkuri, 22.06.06 15:37 ФОльга, АГА! А прикинь, когда в зоопарке дичайшее количество народу, на мостике пробка и люди передвигаются по нему медленно-медленно, а мой чудик завис, рррррр би-би, ррррр би-би, ооо, басяя гэ (большой грузовик) ФОльга, 22.06.06 16:18 ЦИТАТА (rikkuri @ 22 июн 2006, 16:37) ФОльга,      АГА! А прикинь, когда в зоопарке дичайшее количество народу, на мостике пробка и люди передвигаются по нему медленно-медленно, а мой чудик завис, рррррр би-би, ррррр би-би, ооо, басяя гэ (большой грузовик) Вот-вот, чего спрашивается в зоопарк пошли , ему б на автовыставку или просто туда где машин побольше-побольше . Мама Ната, 23.06.06 22:53 А мой ребенок "зациклен" на ... топтопах т.е. на туфлях преимущественно на маминых! Раньше просто носила их везде по двору или вставит ручку и ходит на четвереньках как будто ногами, а в посл. время !Одевает! на обе ноги да еще на каблуках и ходит и приговаривает постоянно топтооп! Мы уде всю обувь попрятали она найдет и НИ ЗА ЧТО тебе их не отдаст Если на улице останавливаемся поговорить с кем-нибудь Викуня обязательно покажет пальчиком на обувь всех присутствующих и свои покажет приговоаривая топтооп. В общем у нас дома уже все привыкли к этому пунктику нашего дитенка МаринаS, 23.06.06 23:32 кстати показывали тут передачу-исследование про различие мужчин и женщин так вот, чтобы поставить "чистый" эксперимент - "без воспитания" - дали игрушки шимпанзятам и они, как не странно, выбрали-таки "мальчики" машины, а "девочки" куклы уже не Маленькая, 29.06.06 07:25 Девочки, моя доча играет ТОЛЬКО машинами кукол мы игнорируем я не вижу в этом проблемы, сама все свое детство играла машинами, и вообще пацанкой была Ранетка, 29.06.06 09:20 МаринаS, QUOTE кстати  показывали тут передачу-исследование про различие мужчин и женщин так вот, чтобы поставить "чистый" эксперимент - "без воспитания" - дали игрушки шимпанзятам и они, как не странно, выбрали-таки "мальчики" машины, а "девочки" куклы  А что, это ж биологическая программа срабатала! Katyata, 29.06.06 10:17 ЦИТАТА (Lisik @ 18 июн 2006, 06:08) Барся,  а у меня муж такой все разговоры о машинах и журнал "Авторевю" Ладно еще сказки ему не рассказываем (все потому что  сейчас безлошадный). А у меня такой же сын. Только меня это не пугает, а ужасно смешит. Вот окружающих его реакции озадачивают, откуда ж им знать, что БА-БА - это все, что на колесах? Мы вот в поезде едем, а он у нас тут навесной, над шоссе, ребенок приходит в экстаз от количества машин и на весь вагон вопит БА-БААААААА, люди меня спрашивают, что с ним? А машинки у нас в ходу маленькие модельки, он их по четыре штуки носит с собой ВЕЗДЕ - в постель, за стол, в ванную, на прогулку. И никакими мягкими зверями не отвлечешь Зато благодаря машинкам он учится играть в другие игры, типа досок Сегена, и просто спектакли с их участием разыгрывать. Мне даже прикольно, я же в машинки не играла. Барся, 29.06.06 15:14 Я вот тоже стала учиться жить с его машинами. Сама-то в солдаты играла... Вот, научила его играть в "аварию" - восторга полные штаны, когда машины сталкиваются и я говорю "бдыщ!". На очереди покупка коврика с дорожными знаками Может, что полезное выйдет из этого Latinique, 29.06.06 17:36 Ух, какое название Я себе сразу предствила юного моджахеда с гранатой Не пугайте, дамы MaKosh, 29.06.06 22:07 Мой сынуля машинки не любит ярко выраженных предпочтений пока нет, разве что открывать и закрывать все подряд - двери, книжки... Katyata, 02.07.06 08:58 ЦИТАТА (Барся @ 29 июн 2006, 15:14) Вот, научила его играть в "аварию" - восторга полные штаны, когда машины сталкиваются и я говорю "бдыщ!". А у нас любимая игра - в шлагбаум. Есть у нас маленький такой шлагбаум из его многоэтажного сервисного центра. Я - шлагбаум, то есть, я его тупо открываю и закрываю. Рон возит машины и поезда и озвучивает. Требует играть ежедневно по полчаса. Может быть, ему нравится, что там порядок и его нельзя нарушить? Он иногда даже пытается специально, и охотно выслушивает правила в десятый раз. Игрушка, 03.07.06 18:33 Барся, QUOTE Были вчера в зоопарке. Ну какой там зоопарк! Катание на мини-автомобилях, карусельке такой - и требование на следующий день показывать фотографии, на которых деть на этой карусельке запечатлен. Я ему и жирафа показываю, и слона, - "Помнишь?". То, что он говорит, можно перевести как "Да жираф, мама, жираф, машину мне покажи, где мальчик едет!" ой, не могу мимо пройти.. мне мой тоже говорит: мам, пойдем в зоопарк на мотоциклах кататься.... я как-то не особо за слона обиделась... лучше уж знать , на чем пацан "зациклен", чем потом искать, чем заинтересовать ребенка... Гульгена, 03.07.06 22:41 А у меня вопрос принципиальный: во что играли мальчики леттак 150-200 назад, когда этих машин не было? В лошадок? В войну? Катеныш, 05.07.06 16:34 у меня сыну 1,10, от машин тоже не оттащишь. Мы ему купили машину на аккамуляторе и он с первого раза сам поехал, и рулит правильно, самое главное понимает где право и где лево, научила!


Для каждой матери развитие ребенка является важным процессом. Психологи рекомендуют с раннего детства развивать умственные способности ребенка для получения в будущем положительных результатов. Еще это можно достичь в первые годы жизни детей. Детям необходимы задания на развитие мышления, фантазии. При воспитании многие люди используют разные методики воспитания детей. При воспитании детей необходимо учитывать эмоциональное состояние детей и его индивидуальные особенности. Психологи не советуют голову детей забивать всякой ненужной информацией. Лучше всего обратить внимание на природные таланты ребенка. Необходимо учесть развитие физической и умственной стороны малыша.  Для детей следует выбирать интересные, занимательные уроки. Детям не подойдет жесткий график занятий. Лучше всего выбрать занятия в виде игр. С самого рождения следует проводить много времени с ребенком. Для детей важно раннее развитие, здоровое психическое состояние, общение с другими людьми. На работу с ребенком родители должны быть всегда настроены. От родителей требуется большое внимание к детям, большой запас терпения. Все это важно в воспитании будущего поколения. На сайте есть различные рецепты блюд, в том числе украинский борщ рецепт. Здесь представлены рецепты разных блюд, наптков, которые можно приготовить дома. Здесь вы узнаете лучшие народные, новогодние рецепты.


Ребенок при объяснении взрослого и на основании своего опыта быстро устанавливает причинные связи между явлениями, делает умозаключения, сравнения. Ребенок может понять по рассказу взрослого такие явления и события, которые он сам непосредственно не воспринимал. Например, рассказ о том, что лисичка прогнала зайку из домика. Но чтобы ребенок воспринял то, о чем ему говорят, смысл слов, употребляемых в рассказе, должен быть ему понятен по прошлому опыту. Так, в данном случае за словами «лисичка», «зайчик», «домик», «прогнала» у ребенка возникают пусть неполные, но достаточно определенные конкретные образы и представления. Теперь можно уже все в большей мере управлять поведением ребенка при помощи речи — изменять его эмоциональное состояние, направлять действия, вызывать воспоминания. Но, несмотря на большие достижения в развитии речи детей, они еще не имеют достаточного опыта и не вполне овладели грамматическим строем языка, поэтому в их речи еще много особого, детского своеобразия. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают ребенку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. На протяжении третьего года жизни ребенок овладевает достаточно разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе. Он не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов. Ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. Правда, он еще может перепутать и вместо «завтра» сказать «вчера». Представления и понятия детей еще несовершенны, неполны и поэтому они нередко делают неправильные заключения. «Вот закрою глазки, и сиди в темноте» — говорит ребенок 2 лет 9 месяцев. Больной гриппом ребенок 2 лет 4 месяцев заявляет: «У меня гриб, он в лесу растет». «Нет, моя бабушка не старенькая. Она хорошая, новенькая» — говорит, ребенок 2 лет 5 месяцев. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. Деятельность детей на третьем году становится сложнее и разнообразнее. Действия с предметами, игра (сюжетная, дидактическая, подвижная), наблюдение, игры-развлечения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельности, самообслуживание усложняются и уже довольно четко разграничиваются. Восприятие окружающего становится самостоятельным видом деятельности — наблюдением. Дети живо всем интересуются, много и сравнительно долго могут наблюдать за тем, что происходит вокруг них, — они задают вопросы, начинают сравнивать, сопоставлять, высказываться по поводу получаемых впечатлений, длительно рассматривают картинки, книжки. Значительно шире и богаче в этом возрасте речевое общение с детьми и взрослыми. Речь становится также особым видом деятельности — дети любят слушать рассказы, разговаривать со взрослыми, сочиняют рифмы. Самостоятельное одевание, раздевание, складывание одежды, уборка игрушек, выполнение поручений взрослых (принести что-нибудь, помочь полить цветы, раздать или сложить салфетки и др.) являются первыми трудовыми действиями и при правильном отношении взрослых могут стать началом трудового воспитания. Появляются зачатки изобразительной (лепка, рисование) и конструктивной деятельности, изменяются источники ее возникновения. Теперь уже не только взрослые, но и другие дети, а также предметы и различные впечатления все больше побуждают ребенка к различным играм и занятиям.


Рисование и лепка имеют большое положительное значение для развития детей. В этих занятиях ребенок впервые переходит к специфическому отображению окружающего. В процессе рисования, лепки, занятий со строительным материалом происходит развитие многих психических функций — уточнение и обогащение восприятия, мышления, памяти, воображения. Ребенок начинает сравнивать, сопоставлять предметы по их размеру, форме, цвету. В процессе рисования, ленки и действий со строительным материалом у ребенка совершенствуются движения кистей рук и пальцев. Рисование, лепка, конструирование как очень полезные виды деятельности для детей должны быть включены в план работы в форме обязательных занятий. При проведении этих занятий нужно: вызывать интерес к рисованию, лепке, конструированию; учить детей правильным приемам пользования карандашом (как его держать, проводить прямые, зигзагообразные и закругленные линии, замыкать их в круглую или угловатую форму), действиям с глиной (отрывать кусочки, мять, раскатывать, соединять в различных комбинациях), постройке из кубиков; способствовать постепенному переходу детей от простого манипулирования к намеренному изображению и постройке каких-либо предметов; учить детей понимать изображенный рисунок, постройку, выполненную взрослыми и детьми; по показу воспроизводить какой-либо несложный рисунок, постройку, лепку; учить лепке некоторых простых предметов, например пирамидку, гриб и др.; приучать выполнять определенные правила: рисовать только на бумаге или на доске, лепить за столом; не стучать карандашом, не мять бумагу, не разбрасывать глину; по окончании занятий убирать материал; сидеть за столом в правильной позе. Воспитательница во время рисования, лепки или занятия со строительным материалом путем показа и словесной инструкции учит детей необходимым техническим приемам, подходя то к одному, то к другому ребенку. Иногда она сама рисует, строит, лепит, изображая очень легкие для воспроизведения предметы, например лепит морковку, яблоко, колесо, рисует забор, дорожку, лесенку, мячик, строит гараж, предлагая детям узнать, что она сделала. Во время рисования, лепки она учит ребенка внимательно всматриваться в результат своих действий. Например, у ребенка случайно получился круг, который он никак не называет. Если ребенок по случайному сходству сам назвал свой рисунок или постройку, сестра-воспитательница должна поощрить это, еще больше подчеркнув то случайное, по которому он нашел сходство с реальным предметом, и предложить еще раз нарисовать или построить. Когда ребенок уже называет свое сооружение, воспитательница должна подсказать дополнительное действие, способствующее более правильному воспроизведению. Например, если он назвал свою постройку домом, можно прямо сказать: «А где у тебя дверь?». Занятия рисованием, лепкой и строительным материалом с детьми первого полугодия третьего года жизни проводятся с группой по 8—10 детей; со второго полугодия можно заниматься одновременно со всей группой. В занятиях используются настольный строительный материал и конструкторы, состоящие из простейших элементов (палочки, колесики, домик и крыша). Для лепки лучше давать глину, а не пластилин.


На втором году жизни большое значение для умственного развития приобретает речь. Необходимо называть детям этого возраста все, что делается, каждое действие и показ должны сопровождаться словесным объяснением. Если, например, молча взять ребенка за руку и повести его умываться, он будет протестовать, а если сказать; «Пойдем мыть руки» — он спокойно пойдет. В данном случае слово предупреждает ребенка, создает у него установку на последующее действие. При воспитании детей второго года нужно одновременно развивать все стороны речи — понимание, активную речь, способность подражать, формирование обобщения, пользование речью и ее выразительность. Перед воспитателями стоят следующие конкретные задачи: дальнейшее развитие понимания названий предметов, действий, качеств, целых предложений и небольших рассказов, иллюстрируемых игрушками, картинками и без иллюстраций; развитие обобщения предметов и действий, развитие конкретно действенного мышления; дальнейшее развитие подражания сначала отдельным словам, а затем и предложениям; обогащение активного словаря и воспитание потребности в речевом общении; развитие грамматического строя речи; обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, отвечать па вопросы, правильно произносить слова. Умственное развитие ребенка происходит в процессе его деятельности и на основе непосредственного восприятия предметов, действий, явлений в сочетании с их словесными обозначениями. Расширяя ориентировку в окружающем, мы тем самым развиваем речь ребенка. Поэтому работа по развитию речи и ориентировке в окружающем должна проводиться одновременно. Для расширения кругозора и развития речи детей должны быть использованы в первую очередь действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета, а также прогулки, игра и специальные организованные игры и занятия. В процессе общения с ребенком нужно называть все то, что его окружает, интересует и доступно его пониманию. Разговаривая с ребенком, нужно сближать слова и обозначаемые ими действия и предметы, т. е. устанавливать непосредственную связь слова с предметами или действием. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т. д. На всем протяжении второго года жизни с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. Все, о чем говорят с ребенком, что ему рассказывают, должно подкрепляться непосредственным восприятием ребенка, его действиями. Но после 1 года 6 месяцев можно и нужно говорить с детьми и о том, чего в данный момент перед глазами нет, но обязательно о предметах и явлениях, хорошо знакомых ему по прошлому опыту, например о том, что купила мама или что ребенок видел на прогулке. Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Частое речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам формирует у него потребность обращаться ко взрослому по аналогичным поводам. Содержание занятий меняется в зависимости от возраста детей. Можно проследить эти изменения в проведении занятий на таких примерах, как показ, организованное наблюдение и занятие по картинкам. На первых занятиях такого рода воспитательница должна добиваться понимания слова — обозначения предмета. Прежде всего нужно вызвать живой интерес детей к тому, что она показывает (это может быть заводная или обычная игрушка, живая птичка или картинка). Большую роль при этом играет эмоциональная выразительность голоса воспитательницы и поддержание интимного контакта с детьми на протяжении всего занятия. Она общается с детьми взглядом, улыбкой, разделяя их радость, поощряя, часто к ним обращается, называя их по имени.


Второй год жизни является периодом интенсивного физического развития ребенка, хотя и несколько замедленного по сравнению с первым годом. Повышается сопротивляемость организма, увеличивается длительность бодрствования. Ребенок второго года жизни очень много двигается: на секунду-другую присядет, затем постоит и снова ходит; руки у него обычно заняты какой-нибудь игрушкой. Ходьба ребенка примерно до 1 года 3—4 месяцев еще очень несовершенна: он не может пройти по прямой, делает много лишних движений, не в состоянии соразмерить свои движения; небольшие препятствия (спуски, неровности, подъемы) представляют для него затруднения. К 2 годам ходьба ребенка автоматизируется, но детям этого возраста очень трудно сохранять одну и ту же позу, сидеть или стоять. Они быстро устают от однообразных движений. Путем самостоятельных упражнений и под влиянием соответствующих указаний воспитательницы движения детей становятся более координированными (согласованными). Кроме самостоятельных действий, связанных с едой, раздеванием, одеванием, появляется умение разбирать и собирать игрушки, действовать кубиками, завертывать куклу в одеяло и т. д. Ребенок начинает правильно подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым и др. Лишние движения, не подкрепленные положительным результатом, постепенно угасают, а закрепляются только те движения, посредством которых ребенок достиг желаемой цели. Так, например, при виде бугорка или канавы он уже не поднимает ногу заранее, как было до года, а делает это движение, лишь приблизившись к препятствию. Происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка. На втором году жизни он начинает различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам (цвету, форме, величине). Ребенок различает признаки и по слову, например большой, маленький. В процессе игры, еды, одевания восприятие предметов и явлений становится все более точным. Благодаря ориентировочному рефлексу и усиливающейся способности сосредоточиться развивается внимание детей. Маленького ребенка привлекает всякое изменение внешней обстановки: скрип двери, незнакомый человек в комнате, звук за окном, новая игрушка. Сначала он замечает наиболее яркое, движущееся, живое (самолет, машина, бегущая собака, кошка и др.), затем начинает дифференцировать, т. е. различать более тонкие перемены в окружающем его мире; сняли шторы, воспитательница надела другую косынку, на окно поставили новый цветок, покрасили кубики и т. п. Все это говорит об особой чувствительности, обостренности восприятия, особенно зрительного. И хотя внимание ребенка очень непроизвольно, поверхностно и он быстро переключается с одного предмета на другой, эти разнообразные ориентировочные реакции очень много дают для его умственного развития, для ознакомления с окружающей средой и ориентировки в ней. Ориентировочные реакции становятся более устойчивыми, длительными и в какой-то мере целенаправленными. Ребенок иногда уже подолгу смотрит на то, что привлекло его внимание, например на играющего котенка, а когда тот убегает, идет за ним, ищет его. Ребенок уже может внимательно в течение 6—8 минут рассматривать картинки, следить за движением на улице и т. д.


Ребенок объединяет предметы не по их существенным признакам, не по их значению, а по чисто внешним, бросающимся в глаза ярким качествам. Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений воспитательницы способность к обобщению развивается: предметы объединяются уже не по внешним признакам, а по их значению, сущности. Дети с конца первого года жизни способны к обобщению однородных предметов и действий. Изменяется и самостоятельная деятельность детей. У ребенка второго года, особенно в первое полугодие, большое место в самостоятельной деятельности занимают действия с предметами. Предметная деятельность является основным видом деятельности ребенка этого возраста. В начале года она сводится к немногочисленным простым действиям предметами, которые в основном были разучены еще на предыдущем возрастном этапе. Ребенок открывает и закрывает коробку, вкладывает в нее и вынимает предметы, накладывает кубики вверх, ставит их в ряд, снимает кольца со стержня и надевает их и т. д. Манипулируя предметами, ребенок практически знакомится с их свойствами, совершенствует способность подражать действиям взрослых. Во втором полугодии освоенные действия детей все больше приобретают целенаправленный характер. Ребенок стремится надеть все кольца на стержень, уложить все кубики в ящик, разобрать и собрать всю матрешку. Предметная деятельность является основным видом деятельности на втором году жизни. В результате показа и обучения взрослых, а также самостоятельного манипулирования с различными предметами ребенок овладевает постепенно все усложняющимися видами действий с предметами. В процессе этих действий он знакомится с различными свойствами предметов, происходит сенсорное развитие ребенка. В этом же возрасте он начинает овладевать и некоторыми орудийными действиями, применяя простейшие орудия — палочку, молоток, совок и др. Действия предметами в начале второго года есть лишь подражание тому, что ребенку много раз показывал взрослый. Малыш катает куколку, кормит собачку, делает из кубиков башню, машину и т. д. К концу первого полугодия он начинает обобщать действия, кормит или качает не только куколку, как ему показывали, но и собачку, кошечку и мишку. В возрасте 1 года 3—5 месяцев ребенок начинает впервые воспроизводить не только разученные со взрослым действия, но и то, что видит сам («надевает на голову платок», «читает», «стрижет волосы»). Воспроизведение того, что ребенок видит, является началом игры, которая называется отобразительной. Такая игра стала возможной в результате предшествующего развития ребенка, освоения действий, умения подражать, накопления представлений.


На занятиях воспитательница направляет восприятие детей, дает им новые знания, обучает новым действиям. Все это требует от него умственного напряжения, значительно большего, чем тогда, когда ребенок предоставлен самому себе и действует по своему желанию. Для того чтобы занятия давали хороший результат, способствовали развитию детей и в то же время не вызывали излишнего утомления, необходимо уделять большое внимание правильной их организации. Прежде всего занятия, опираясь на уровень развития детей, должны иметь целью дальнейшее их продвижение. Одинаково вредны недооценка и переоценка возможностей детей. При условии правильного воспитания эти знания приобретаются детьми в значительно более раннем периоде. Нецелесообразно также от детей 1 года 2 месяцев — 1 года 3 месяцев настойчиво требовать правильно, по размеру, надеть 5—6 колец на стержень пирамидки, ибо это превышает возможности детей данного возраста. Неправильно, если объединяют на занятиях детей разного уровня развития, например детей 1 года 10 месяцев, 2 лет 10 месяцев и 3 лет, и показывают им книжку, доступную пониманию только трехлетних. Такое несоответствие возрастным возможностям детей не только не способствует продвижению в их развитии, но отрицательно отражается на возбудимости нервной системы. Будучи не в состоянии выполнить задание или ничего не понимая из рассказа воспитательницы, ребенок по существу не занят, бездействует, что ведет к его отвлечению во время занятий. Он начинает мешать, вертеться, а это в свою очередь вынуждает воспитательницу останавливать, ограничивать движения ребенка, покрикивать на него, вслед за чем наступает возбуждение. Фактически бездействует ребенок и в том случае, если содержание занятия очень примитивно. Подобные занятия также не способствуют активному, бодрому состоянию ребенка и вызывают различные нарушения в его поведении. Анализ поведения детей на занятиях показывает, что оно неоднородно — периоды непрерывной и продуктивной деятельности сменяются периодами некоторого снижения активности или даже отвлечением, кратковременным выключением из деятельности, после чего снова наступают, но уже чаще всего несколько укороченные, периоды непрерывного продуктивного поведения. Затем отвлечение (дети двигаются, смотрят по сторонам, прислушиваются к окружающим звукам) становится длительным и более частым, что свидетельствует о наступлении утомления и является сигналом к окончанию занятия. Планируя занятия, следует располагать их на протяжении дня так, чтобы занятия, во время которых детям приходится двигаться, сменялись спокойной игрой за столом, а после занятия, рассчитанного в основном на участие зрительного анализатора, проводилось занятие двигательного характера и т. д. Если утром было рассказывание по картинкам, то вечером не следует давать инсценировку, требующую от ребенка также только сидеть, смотреть и слушать.


Copyright © 2012-16 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика