Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта kmednickowa@yandex.ru
Интересные статьи
Кисло-молочные смеси приготавливают из коровьего молока с использованием чистых культур молочнокислых бактерий или «грибковой» закваски. В процессе приготовления этих продуктов в них накапливаются ферменты, которые стимулируют секрецию желудочного сока, створаживают белки молока Нежными хлопьями и тем самым улучшают процессы пищеварения. Кисло-молочные продукты полезны в питании детей раннего возраста, так как они усваиваются лучше, чем обычное коровье молоко. Ценным является свойство кисло-молочных продуктов уменьшать брожение в кишечнике, подавлять и вытеснять болезнетворные микробы. Вот почему эти смеси полезны детям с неустойчивым стулом. Недоношенные дети с первого месяца жизни нуждаются в некоторых пищевых добавках, содержащих витамины, минеральные соли, микроэлементы, органические кислоты и т. д. Это необходимо для профилактики рахита и малокровия, которые нередко развиваются у детей первых месяцев жизни при любых погрешностях в питании и режиме. В таких пищевых добавках особенно нуждаются дети, получающие донорское молоко, а также заменители грудного молока. С 3—4-недельного возраста недоношенным детям дают натуральные овощные и ягодные соки. Начиная с 3—5 капель, ежедневно увеличивают количество их до 1—2 чайных ложек, к двухмесячному возрасту ребенок должен получать 20 миллилитров сока, в 3—4 месяца — до 30 миллилитров и к концу первого полугодия жизни — 50 миллилитров. Соки дают после еды с питьем или в чистом виде. Перед едой соки давать не следует, так как содержащийся в них сахар может снизить аппетит. Прежде всего рекомендуется яблочный, вишневый и черносмородиновый сок, с 2 месяцев — сливовый, абрикосовый, свекольный, гранатовый, с 3 месяцев — томатный, малиновый, цитрусовые. Иногда при употреблении какого-либо сока у ребенка может появиться сыпь или участиться стул. В таких случаях нужно заменить сок другим. Чаще других побочное действие оказывают соки цитрусовых (лимонный, апельсиновый, мандариновый), а также клубничный. Виноградный сок нередко вызывает усиленное брожение в кишечнике, вздутие живота, поэтому детям до 1 года давать его не рекомендуется. Вишневый, гранатовый, черносмородиновый соки содержат дубильные вещества и действуют закрепляющее. Они полезны детям с неустойчивым стулом. Детям со склонностью к запорам рекомендуется давать сливовый, морковный и свекольный соки. В питании детей можно использовать и готовые консервированные соки, выпускаемые промышленностью для детского питания. В возрасте 3 месяцев детям дают яблочное пюре. Начинают с 7г чайной ложки, постепенно увеличивают порцию до 30 граммов в возрасте 5 месяцев и 50 граммов — во втором полугодии. Яблочное пюре содержит витамины, минеральные вещества, оказывает благоприятное действие на работу кишечника, приучает ребенка к густой пище. Можно делать пюре из других фруктов — вишни, груши, сливы. Детям, страдающим запорами, рекомендуется пюре из чернослива от 2 до 4 чайных ложек в зависимости от возраста ребенка. В питании детей можно использовать консервированные фруктовые торе, выпускаемые нашей промышленностью для детского питания.


Адаптированная молочная смесьДетские молочные смеси для искусственного вскармливания, которые выпускаются в продажу, всегда соответствуют требованиям ГОСТа и одобрены Институтом питания. Это относится к смесям и старого, и нового поколения. С другой стороны, меняются стандарты качества, совершенствуются технологии производства, поэтому современные смеси по своему составу лучше соответствуют физиологическим потребностям грудного ребенка, учитывают особенности пищеварения и обмена веществ. Наиболее часто смеси для искусственного вскармливания изготавливаются на основе коровьего или козьего молока, которые значительно отличаются от грудного молока. Современные технологии в детском питании позволяют приблизить формулу молочных смесей к составу женского молока по большинству компонентов: белковому, углеводному, жировому, витаминному, минеральному. Белок в современных адаптированных смесях приближается к таковому в грудном молоке (0,8-1,2 г/100 мл) и составляет 1,2-1,6 г/100 мл смеси, а его состав приближен к составу женского молока. Это позволяет избежать негативного влияния избытка белка на пищеварительный тракт и почки малыша. В смесях старого поколения белок составлял более 1,8 г/100 мл. Важным этапом адаптации молочных смесей к женскому молоку является оптимизация минерального состава и обогащение витаминами. Смеси старого поколения содержали минеральные вещества (натрий, кальций, магний, фосфор) в объеме, превышающем потребность детского организма. Оптимальная по составу минеральных веществ смесь нового поколения снижает нагрузку на почки, определяет правильное развитие костно-мышечной системы. В максимально адаптированных смесях добавлены нуклеотиды. Это вещества, являются материалом для построения РНК и ДНК клеток, они ускоряют рост и развитие органов и систем организма. Они способствуют росту нормальной микрофлоры кишечника, а также созреванию иммунной системы малышей. Для здорового развития малышам нужно много полиненасыщенных жирных кислот, которые играют важную роль в формировании головного мозга, сетчатки глаза и функционировании клеток. Они лучше всего усваиваются, если естественным образом содержатся в том молоке, на основе которого была создана молочная смесь. Если молоко было ими искусственно обогащено - усвоение идет хуже. Некоторые европейские производители детского питания считают, что молочные смеси лучше делать на основе экологически чистого молока. У него есть несколько важных преимуществ: такое молоко обладает сбалансированным от природы составом и содержит до 3-4 раз больше полиненасыщенных жирных кислот. Секрет экологически чистого молока прост: его дают коровы, которые 220 дней в году проводят на экологически чистых пастбищах, питаются травой и сеном, пьют чистую воду и дышат чистым воздухом. Такое молоко производится только на фермах, сертифицированных для производства экологически чистой продукции, под строгим контролем. Определить, является ли молочная смесь экологически чистой, поможет значок BIO на упаковке, гарантирующий мамам и малышам экологическую чистоту продукта. С целью улучшения углеводного компонента, в молочную смесь добавляют лактозу (молочный сахар), т.к. ее концентрация в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском. Лактоза необходима для улучшения процессов пищеварения, развития в пищеварительном тракте лакто- и бифидобактерий, усвоения минеральных веществ (магния, кальция) и пр. Допустима частичная замена лактозы декстринмальтозой (смесь различных моно-, ди- и полисахаридов, получаемая в результате расщепления крахмала), которая также хорошо усваивается организмом и оказывает положительное влияние на микрофлору кишечника. Другие углеводы - глюкоза, фруктоза, сахароза - нежелательны в качестве компонентов заменителей грудного молока для детей первого полугодия жизни (хотя и могут присутствовать в составе некоторых смесей), так как усиливают процессы брожения и газообразования в кишечнике, могут вызвать развитие аллергии, приучают малышей к более сладким продуктам, тем самым, нарушая регуляцию гормона инсулина. Не рекомендуется также добавление в молочную смесь для детей первого полугодия жизни собственно крахмала в качестве углеводного компонента, способствующего лучшей насыщаемости. Активность амилазы - фермента, расщепляющего крахмал, достигает значительного уровня только после трех-четырех месяцев жизни. Раннее введение смесей, содержащих крахмал, в рацион питания ребенка приведет к нежелательным явлениям со стороны желудочно-кишечного тракта (учащенный стул, повышенное газообразование и колики). Заменители женского молока могут быть сухие (требуют разведения перед употреблением) и жидкие (готовы к употреблению), в свою очередь, и сухие и жидкие смеси могут быть пресные и кисломолочые. В первые 2-3 недели жизни ребенку предпочтительно назначать пресную смесь, а в последующем можно сочетать пресные и кисломолочные смеси в равной пропорции. Правильное сочетание пресных и кисломолочных смесей в рационе ребенка может предотвратить функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. При выборе молочной смеси обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Учитывая возраст ребенка, индивидуальные особенности его организма, степень адаптированности смеси, специалист определит, в каком количестве и как часто надо давать смесь малышу. Молоко в принципе должно быть сбалансированным и иметь оптимальный состав для каждого возрастного этапа развития малыша. Молоко снабжает малыша кальцием, фосфором, витаминами А и В2, белком и целым рядом других полезных веществ. Но из-за обилия белка и минеральных веществ малышам до 1 года трудно его усваивать, к тому же оно часто вызывает аллергию. В первое полугодие жизни ребенку обычно прописывают высоко адаптированные молочные смеси. Это смеси так называемой первой степени адаптации. Существуют также и частично адаптированные смеси. В них отсутствует молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирно-кислотный состав, а в качестве углеводного компонента используются наравне с лактозой сахароза и крахмал. Другая группа – это обладающие меньшей степенью адаптации казеиновые смеси. Они также изготовлены из коровьего молока, но основной белок в них - казеин. Смеси на казеиновой основе чаще всего предназначены для младенцев, склонных к срыгиванию. Со второго полугодия жизни малышам назначают так называемые последующие смеси, которые по своему питательному составу, более высокому содержанию белка, витаминов, минеральных солей и микроэлементов отвечают возросшим потребностям организма ребенка. Для здоровых детей с небольшими функциональными нарушениями пищеварительной системы выпускаются специальные смеси с загустителями. В качестве загустителей в них используется крахмал или камедь рожкового дерева. Такие смеси улучшают процесс пищеварения, помогают уменьшить срыгивания и избавиться от запоров. Особая группа детского питания - специализированные смеси лечебного назначения. Существуют заболевания, при которых полноценное питание малыша невозможно без применения смесей с лечебными свойствами. Лечебные смеси предназначены для недоношенных детей или с дефицитом веса, для малышей-аллергиков, для младенцев, страдающих обильными срыгиваниями, болями в животе, постоянно неустойчивым стулом и т.д. Количество отдельных компонентов в таких смесях либо увеличено, либо уменьшено. К ним относятся, например, высокобелковые или высокожировые смеси, смеси с измененным жировым составом. Практический совет мамам: Чтобы избежать комочков при приготовлении молочной смеси нужно, чтобы вскипяченная вода остыла. Порошок смешивается с водой лучше и легче, если температура воды составляет примерно 50°C или немного меньше. Если смесь соединить со слишком горячей или холодной водой, она превратится в слипшуюся массу. 40°C-50°C – это оптимальная температура воды, при которой смесь получается без комочков, вы можете держать бутылочку в руке и она приятно теплая. Еремеева Алина Владимировна врач-педиатр, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, доцент ММА им. Сеченова, эксперт компании HiPP.


Введение прикорма летомВ разговорах молодых мам на детских площадках и в их щебетании в блогах постоянно проскальзывает вопрос о том, как вводить прикорм летом. Мол, врачи не рекомендуют прекращать грудное вскармливание в жаркое время года, да и серьезный прикорм (мясо, рыбу, яйца) лучше отложить до осени. Так ли это? Давайте разберемся. Плохой аппетит или капризы? Педиатры отмечают, что во время жары у детей хуже аппетит, поэтому они могут отказываться от новых блюд. Проверить, действительно ли аппетит стал хуже или прикорм пришелся не по вкусу, довольно просто. Суточное количество молока должно соответствовать возрасту ребенка. Если жарким днем малыш выпивает молока или смеси мало, то он добирает свое ночью. Это называется сниженный аппетит. Во время летнего зноя даже взрослые едят меньше. Если же кроха отказывается от прикорма, но с удовольствием выпивает молоко, значит, ему не нравится предложенный продукт. Когда замена яблока на грушу ничего не меняет, значит, лучше дождаться похолодания и попробовать предложить отвергнутый крохой прикорм снова. Грудное молоко или молочная смесь? Если перед вами встал вопрос о завершении лактации летом, то лучше отложите его до осени. Педиатры объясняют эту рекомендацию так: грудное молоко даже в самую невыносимую жару в груди не испортится. Чего не скажешь о готовых молочных смесях, которые кроме даты годности имеют еще и критерии хранения. Казалось бы, из магазина по жаре нес продукты всего лишь полчаса, потом открыл пакетик и вылил молочко в бутылочку, которая простояла еще минут пятнадцать на столе, пока ребенок спал-подмывался-одевался. К сожалению, летом этого времени вполне хватит, чтобы бактерии активно начали развиваться внутри молочной смеси. Продолжат они свою жизнедеятельность уже в кишечнике ребенка. А в результате рвота, понос, температура. Переход на сухие молочные смеси также чреват кишечной инфекцией в связи с длительным (а при температуре выше 30 °С «длительными» могут быть и 10 минут) хранением приготовленной смеси без холодильника. К тому же не забудьте, что вода, которой разводится сухая молочная смесь, тоже имеет срок хранения. Для летнего периода это одни сутки. Дальше в ней также начинают развиваться бактерии. Баночки или бабушкин огород? Если прикорм вводится впервые, начинать лучше с баночных продуктов. Пюре промышленного производства по консистенции и вкусовым качествам больше подходит для младенца. Если вы остерегаетесь искусственных консервантов, то выбирайте продукцию с лейблом «Био», в которой консерванты имеют природное происхождение. В любом случае данный продукт будет лучше приготовленного из бабушкиной морковки. Вы знаете, что бабушка не поливает свой огород ничем, кроме ключевой воды, но уверены ли вы в ее соседях по даче? А дождь, который вчера прошел, не состоит ли из конденсата, собранного над центром соседнего города? Категорически нельзя Как только молодые родители с детьми выезжают на дачу и видят соседских коров, то тут же начинают бороться с соблазном повысить иммунитет (вес, рост, количество зубов и т.д.) ребенка путем перевода малыша на самое что ни на есть естественное вскармливание. Стоп, помните: поить ребенка до 3 лет парным коровьим молоком нельзя. Также исключается свежее молоко козы, верблюда и любого другого млекопитающего. Не ссылайтесь на своих деревенских предков – они жили в другой экологической среде. Для них свежие молочные продукты были привычной ежедневной пищей, чего не скажешь про современных родителей. Аллергия и понос будут самыми легкими последствиями такого натурального питания. А вообще лето – прекрасная пора. Свежий лесной воздух, солнечные ванны, отдых на море способны дать больше, нежели эксперименты с едой. Оставьте их до грустных осенних дней.


В возрасте 2 лет некоторые дети спокойно съедают всю порцию, но затем, улучив момент, вызывают у себя рвоту. В возрасте 3—4 лет дети с плохим аппетитом, посещающие детский сад, прячут еду в карманы, чтобы ее потом незаметно выбросить или отдать другим детям. В последующие годы ребенок становится скрытным, склонным к обману. Таким образом дето с плохим аппетитом привыкают к обману, лгут, у них нарушается контакт с окружающими, портится характер. Такой ребенок очень быстро осознает, какую проблему представляет его еда для семьи. Он считает, что осчастливил родителей тем, что вообще ест, а если ему что-нибудь не нравится, выражает свое недовольство и не ест. Такой ребенок терроризирует семью, плохо развивается, становится плохо воспитанным и по существу несчастным человеком. Никогда и ни при каких обстоятельствах ребенка нельзя принуждать к еде. Никогда а ни при каких обстоятельствах нельзя давать грудному или маленькому ребенку ни одной ложки сверх того, что он съедает охотно и с аппетитом. Грудному ребенку нельзя насильно давать ни пол-ложки пищи или жидкости, вкус которой ребенку не нравится или которую он ест без аппетита, неохотно. Одним из наиболее сильных врожденных инстинктов является влечение к пище. Врожденного отсутствия аппетита не существует. Исключительно от родителей и от метода воспитания зависит, будет ли ребенок есть хорошо или плохо. Любое принуждение вызывает сопротивление со стороны ребенка. Мать зря знакомится с порядком изменения питания и техникой кормления, если принуждает ребенка сеть, так как лее равно не достигнет желаемой цели. Вполне возможно, и глубоко ошибаются те, кто отрицает это. Наиболее частые причины принуждения. Многие матери чаще всего прибегают к принуждению в связи с переходом на новую пищу или при применении нового способа кормления. Ни один ребенок не рождается таким, чтобы о самого начала жизни отвергал все новое и привыкал к новому лишь в результате принуждения. Неправильно и мнение, что новорожденному будто бы все равно, что есть, ведь у него имеется вкусовое ощущение, которое мощно развивать, но только не принуждением. Очень часто ребенка принуждают есть столько, сколько взрослым кажется нужным. Взрослым хочется, чтобы ребенок ел еще больше, чем он съедает. Ребенка принуждают есть больше по следующим причинам. Некоторые матери, учитывая возраст и вес ребенка, вычисляют при помощи различных таблиц, сколько ребенок «должен» съесть. Однако не исключено, что количество пищи, вычисленное матерью, значительно больше или меньше действительно нужного количества, ведь потребность детей в пище весьма различна. Однако некоторые матери не считаются с этим фактом и руководствуются механически лишь упомянутыми таблицами. Если даже ребенок хорошо развивается, потребляя небольшое количество пищи, матери хочется, чтобы прибавка в весе была еще большей, и она заставляет ребенка есть больше. В результате такого «воспитания» некоторые грудные дети становятся очень рано «плохими едоками», так как им чуть ли не с самого рождения приходится оказывать сопротивление, потому что их принуждают есть больше, чем им нужно. Всем известно, что некоторые люди едят очень много, а другие — мало и что часто первые худые, а вторые толстые и сильные. Однако, когда речь идет о кормлении ребенка, об этой общеизвестной истине часто забывают.


Педагогический прикорм"Прикорм" – слово, которое тем чаще слышит кормящая мама, чем старше ее ребенок. Все начинается с бабушки, которая настоятельно советует сначала поить соками, а в 4 месяца уже давать творожок ("я с вами так делала и вы замечательно росли!"), и продолжается в поликлинике, где медсестра настоятельно советует вам начинать давать ребенку перетертые овощи. После того, как молодая мама торжественно перетерла в блендере 2 морковки и один кабачок, усадила ребенка в новом фартучке и протянула ложку к его ротику, зачастую содержимое ложки летит сразу на пол, ребенок плюется так, как будто ему предложили яд, а мама чувствует себя полной неумехой. Как же, вон у соседки малыш старше всего на месяц, а уже так здорово уплетает яблочное пюре! Давайте же наведем хотя бы некоторый порядок во всем, что касается прикорма. Начнем с того, что время начала прикорма сугубо индивидуально. Есть детки, готовые к прикорму уже в 5 с половиной месяцев, а есть и такие, которые в годик только-только начинают вырабатывать необходимые для переваривания твердой пищи ферменты. Как же узнать, готов ли уже мой младенец к получению прикорма? 1. Институт Питания РАМН не рекомендует начинать прикорм раньше 6 месяцев. До тех пор ребенок должен питаться только грудным молоком (или смесью). ВОЗ считает, что до года материнское молоко обеспечивает ребенку все, что ему необходимо для правильного развития. Иными словами, прикорм следует вводить где-то между 6 и 12 месяцами. 2. Ребенок сам покажет вам, что он уже готов к взрослой пище: он начнет сидеть(с опорой), и тянуться к вашей тарелке или стакану с явным намерением чем-нибудь поживиться. 3. Дополнительными признаками является наличие зубов, умение не выталкивать языком твердую пищу, а глотать ее, и повышенное слюноотделение. Когда ваш малыш уже безусловно готов к тому, чтобы получать "взрослую" еду, встает вопрос, что же ему давать. Конвенциональный метод прикорма рекомендует прибавлять каждую неделю только один вид пищи, начинать с вареных овощей, затем каш, курицы, а затем переходить и на фрукты. Соки не рекомендуются: в них много сахара и они не учат ребенка ничему новому. Проблема с этим методом – его трудоемкость для матери и слишком медленное обучение ребенка (который далеко не всегда желает целую неделю есть перетертую вареную морковь и теряет интерес ко всему этому делу, иногда надолго). Есть и другой подход, называемый "педагогическим прикормом". Это означает, что ребенку дают попробовать всю еду, которая подается к взрослому столу, вначале "микроскопическими" дозами размером с зерно риса, и постепенно увеличивают порции. Но дело в том, что Минздрав не рекомендует давать ребенку до 12 месяцев определенные виды пищи, являющиеся сильными аллергенами: молочные продукты, тропические фрукты, мед, соевое молоко, шоколад и какао и т.д. Поэтому даже если вы предпочитаете начать кормить ребенка с взрослого стола (что особенно удобно если у него уже есть зубы и ему не 6, а 8-9 месяцев), обратите внимание на то, что в вашей еде нет сильных аллергенов. Вообще стоит обращать внимание на реакцию ребенка на любой новый продукт. Не всегда аллергия проявляется в виде сыпи. Заложенный нос и сильная возбужденность могут также быть признаками аллергии. Большинство детей предпочитает вначале играть с едой, мусолить ее в ручке, пробовать на вкус и так далее. Позвольте ребенку есть именно так. Это поддержит в нем интерес к еде. Далеко не все дети предпочитают перетертые пюре и каши. Зачастую им нравится держать еду в ручке и откусывать от овоща или от хлеба, например! Не надо объяснять, что консервированные пюре в баночках стоит использовать только в редких случаях, как, например, поездки. Всегда можно потушить грушу с яблоком в небольшом количестве воды до размягчения, порезать на кусочки или размять вилкой, и положить в маленькую пластмассовую коробочку. Ее содержимое можно дать дома, а можно и взять с собой на детскую площадку. Многие мамы замечают, что свежий воздух пробуждает в детках аппетит. Что делать, если ваш малыш уже почти годовалый, но не проявляет никакого интереса к взрослой еде, предпочитая только грудь? Возможно, стоит прислушаться к нему – бывает, что так себя ведут дети-аллергики. Иногда помогает оставить ребенка с другим взрослым. Если в поле зрения нет "сиси", возможно, малыш обратит более благосклонное внимание на курицу в тарелке. Сажайте ребенка вместе с вами за общий стол и не предлагайте ему еды, пока он не потянется к ней. Давайте ему очень маленькие порции, размером с грецкий орех – лучше дать два раза добавку чем напугать грудничка огромной тарелкой пюре. Если вы хотите чтобы что-то "попало в рот", а не только "текло по усам", дайте ребенку одну ложку для игры, а себе возьмите вторую. Главное – помнить что до года прикорм это лишь при-корм. Он практически не заменяет ГВ . Большинство грудничков "запивают" взрослую еду грудью. Дело в том, что в овощах, нежирной курице и фруктах, и даже кашах, не так-то много калорий. Ребенок, не получающий достаточно калорий, будет стараться добрать их с помощью маминого молока. Это совершенно нормально, но можно и добавить калорий и особенно жиров в еду малыша, который слишком медленно прибавляет в весе: оливковое масло, бобовые и макароны или рис в суп, халву во фрукты, авокадо к хлебу... Старайтесь чтобы до года в сутки было не менее четырех кормлений грудью, даже если вам повезло и ваш малыш просто обожает покушать суп и кашу. Молоко матери содержит все необходимое для ребенка, и даже если у него вдруг пропал на время аппетит (такое бывает практически у всех малышей!), кормящая мама может всегда быть спокойна – ее ребенку достанется достаточно жиров, белков и углеводов, а также витаминов и минералов, если он сосет материнское молоко. Наслаждайтесь вашими малышами!


При воспитании детей раннего возраста важно не только установить время сна, кормления, прогулок, туалета; очень существенное значение имеет также методика кормления, укладывания, умывания, одевания. Правильное проведение этих процессов является одним из условий полноценного физического развития детей, так как только при использовании правильных воспитательных приемов можно добиться того, чтобы у ребенка был хороший аппетит, глубокий и достаточный сон, чтобы он спокойно относился к одеванию, купанию. Например, излишние уговоры во время кормления приводят к отказу ребенка от еды; укачивание и рассказывание сказок перед сном ведут к беспокойному сну. Велико также воспитательное значение правильного проведения указанных процессов. Полноценное удовлетворение всех физиологических потребностей является необходимой предпосылкой для наилучшего психического развития и поведения детей во время бодрствования. Плохо выспавшийся ребенок не может полноценно использовать для своего развития последующее занятие. Состояние возбудимости у маленького ребенка в значительной степени зависит от того, сыт ли он, не стесняет ли его одежда, не жарко ли ему и т. д. При правильной организации кормления, укладывания, туалета ребенок получает много различных ощущений (тепло, холодно, сладко), проделывает много разнообразных действий, имеет дело с большим количеством предметов, общается с воспитательницей и детьми. Все это способствует развитию его движений, деятельности его анализаторов, речи, расширяет ориентировку в окружающем, формирует различные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Учитывая большое значение всех этих процессов, правильному проведению их необходимо уделять большое внимание. Проводя все эти процессы, следует соблюдать определенные правила. Для того чтобы обеспечить положительное отношение к кормлению, укладыванию спать и др., предложения идти спать, есть или идти в туалетную должны совпадать с органической потребностью ребенка, для чего надо учитывать его индивидуальные особенности и точно соблюдать установленный режим. При этом пищевое возбуждение (аппетит) и наступление сна будут возникать в точно установленное время, т. е. приглашение идти есть или спать не будет вызывать у ребенка никаких протестов. Улаженный спать раньше времени, т. е. при отсутствии такой потребности, ребенок протестует, не может долго заснуть и часто возбуждается. К такому же результату приводит и более позднее укладывание, так как переутомление также выражается часто в повышенном возбуждении и последующем беспокойном сне. Не сформируется у ребенка навык проситься, а, наоборот, легко может выработаться резко отрицательное отношение к горшку, если ребенка будут сажать насильно, когда у него нет соответствующей потребности. Проводить все процессы надо не спеша, не причиняя ребенку неприятных ощущений, помня, что условные связи у ребенка образуются легко и быстро. Если кормление или умывание вызвало у ребенка какое-либо болезненное ощущение, он уже при одном виде пищи кричит, сжимает губы, отказывается есть, а попытка умыть его вызывает плач.


Рахит - это заболевание детей грудного и раннего возраста, сопровождающееся нарушением обмена веществ, в первую очередь фосфорно-кальциевого, нарушением образования костей и расстройством функций всех ведущих органов и систем, главной причиной которого является дефицит витамина D и его активных метаболитов. Дефицит минерализации и размягчение трубчатых костей у детей дошкольного и школьного возраста называют остемаляцией. Остеопороз представляет собой разрежение структуры костной ткани и ее деминерализацию, за счет недостатка кальция в костной ткани. Причины заболевания рахитом Причинами и предрасполагающими факторами к возникновению рахита у детей являются. 1. Дефицит солнечного облучения и пребывания на свежем воздухе, так как 90% эндогенно образующегося витамина D в организме синтезируется в коже под влиянием солнечного облучения. Доказано, что ежедневного пребывания на солнце в течение 1-2 ч с облучением лишь лица и кистей достаточно для поддержания нормального уровня метаболита витамина D в крови в течение недели. 2. Пищевые факторы: установлено увеличение частоты и тяжести рахита в группах детей: 1) находящихся на искусственном вскармливании неадаптированными смесями, в которые, в частности, не добавлен витамин D; 2) длительно находящихся на молочном вскармливании с поздним введением прикормов, при неполноценном питании матери; 3) получающих, главным образом, вегетарианские прикормы (каши, овощи) без достаточного количества животного белка (желток куриного яйца, мясо, рыба, творог), масла. 3. Недоношенность, которая предрасполагает к рахиту. Это обусловлено тем, что наиболее интенсивное поступление кальция и фосфора от матери к плоду происходит в последние месяцы беременности, и ребенок менее 30 недель гестации уже при рождении имеет остеопению - снижение массы костной ткани. В то же время при более быстрых темпах роста, чем у доношенных детей, недоношенным требуются большие количества кальция и фосфора в пище. Также следует отметить, что нерациональные питание и режим жизни беременной могут привести к меньшим запасам витамина D, кальция и фосфора при рождении и у доношенного ребенка. 4. Синдром мальабсорбции, например, при целиакии, при котором нарушается всасывание питательных веществ в кишечнике. Недостаточная активность лактазы также способствует нарушению утилизации пищевых ингредиентов. 5. Хронические заболевания печени и почек, которые приводят к снижению интенсивности образования активных форм витамина D. 6. Экологические факторы. Избыток в почве, а значит, и в воде, продуктах питания стронция, свинца, цинка и других металлов приводит к частичному замещению ими кальция в костях и способствует развитию рахита. 7. Наследственные аномалии обмена витамина D и кальциево-фосфорного обмена. 8. Наследственные аномалии обмена веществ (цистинурия, тирозинемия и др.). 9. Полигиповитаминозы. 10. Хронические инфекционные процессы. 11. Недостаточная двигательная активность вследствие перинатальных повреждений нервной системы или отсутствия в семье элементов физического воспитания (массаж, гимнастика и др.). Дефицит витамина D приводит к уменьшению синтеза кальцийсвязывающего белка, который обеспечивает транспорт ионов кальция через кишечную стенку. Снижение уровня кальция в крови активизирует деятельность околощитовидных желез и вызывает гиперпродукцию паратгормона, действие которого направлено на поддержание постоянного уровня кальция в крови. При этом паратгормон мобилизует выведение неорганического кальция из костей, снижая одновременно реабсорбцию фосфора в почках. Нарушаются окислительные процессы, кроме того, происходит вымывание солей из образовавшейся костной ткани. Кости становятся мягкими, легко деформируются. В зонах роста происходит разрастание неполноценной остеоидной ткани. Развивающийся ацидоз вызывает функциональные нарушения ЦНС и внутренних органов. Снижается иммунологическая защита, что способствует частым заболеваниям, более затяжному их течению. Принята следующая классификация: 1) по периоду болезни (начальный, разгара, репарации, остаточных явлений); 2) по тяжести процесса (легкая, средней тяжести и тяжелая); 3) по характеру течения (острое, подострое, рецидивирующее). Симптомы рахита у детей Первые симптомы появляются чаще всего на 2-3 месяце жизни. У ребенка возникают беспокойство, пугливость, раздражительность, капризы, снижается аппетит, нарушается сон (становится поверхностным), отмечается вздрагивание при громком звуке, внезапной вспышке света. Усиливается потливость, главным образом во сне и при кормлении, наиболее сильно потеет волосистая часть головы. Пот имеет неприятный кислый запах, раздражает кожу, вызывая зуд. Ребенок постоянно трет голову о подушку, в результате чего появляется облысение затылка. Рентгенологические изменения костей обычно отсутствуют. Могут выявляться мышечная гипотония, запоры, небольшая податливость краев большого родничка. Начальный период рахита длится от 1,5 недели до 1 месяца, далее нелеченный рахит переходит в следующий период болезни - период разгара. В этот период имеются отчетливые изменения со стороны скелета и признаки нарушения функций внутренних органов. К мягкости и податливости краев родничка и швов присоединяется размягчение плоских костей черепа - краниотабес. Затылок уплощается, голова становится асимметричной. Происходит деформация грудной клетки. За счет усиленного образования остеоидной ткани появляется утолщение на границе костной и хрящевой части ребер - так называемые рахитические «четки»; усиливается кривизна ключиц; грудная клетка с боков сдавливается. Передняя часть грудной клетки вместе с грудиной несколько выпячивается вперед, возникает «куриная», или «килевидная», грудь. На уровне прикрепления диафрагмы появляется западение - гаррисонова борозда. Увеличивается кривизна спины (рахитический кифоз). К более поздним изменениям относятся деформации длинных костей. В результате деформации эпифизов образуются утолщения - «рахитические браслеты», особенно выраженные в области предплечий и голеней. Утолщаются также фаланги пальцев, возникают так называемые «нити жемчуга». Чаще всего ноги искривляются О-образно, реже - Х-образно, одновременно и плоскостопие. Большой родничок закрывается только в возрасте 1,5-2 лет и позже. Прорезывание зубов происходит с опозданием, идет непоследовательно, нарушается прикус. Очень часто бывают дефекты эмали и кариес молочных, а затем и постоянных зубов. Характерными для рахита являются также мышечная гипотония и слабость связочного аппарата. Больные дети в положении на спине легко притягивают ногу к голове, даже кладут стопу на плечо (симптом «перочинного ножа»). Вследствие дряблости мышц брюшной стенки формируется так называемый «лягушачий живот»; почти всегда имеется расхождение мышц живота. При тяжелом течении рахита могут быть деформации таза, ведущие к уменьшению его размеров - плоский рахитический таз. Затормаживается формирование статических и динамических функций, дети позже других поднимают голову, садятся, встают и ходят. При рахите тяжелой степени возникают расстройства деятельности печени, желудочно-кишечного тракта, белкового, жирового обменов, наблюдается недостаток витаминов группы В, а также витаминов А, С, Е, меди, цинка, магния. Деформация грудной клетки и гипотония дыхательных мышц приводят к нарушению легочной вентиляции, вследствие чего больные рахитом предрасположены к воспалению легких. Из других отклонений от нормы следует отметить увеличение лимфатических узлов, селезенки. В период выздоровления у ребенка наблюдается уменьшение признаков рахита (расстройства нервной системы, мягкость костей, снижение тонуса мышц, анемия и др.), восстанавливается концентрация фосфора в крови. Период остаточных признаков диагностируют спустя 2-3 года, когда нет ни признаков активного рахита у детей, ни лабораторных отклонений от нормы показателей минерального обмена, хотя остаются последствия перенесенного рахита в виде деформаций костей грудной клетки, мышечной гипотонии. Рахит у глубоко недоношенных детей Предрасполагающими факторами, кроме низкой массы тела, являются: неблагоприятные условия внутриутробного развития, приводящие к дефициту массы тела, недостаточная минерализация костной ткани на момент рождения. Симптомы рахита у недоношенных детей Признаки: краниотабес, размягчение костей черепа и его деформации, умеренно выраженные рахитические «четки», переломы ребер. Главную роль играет тщательно собранный анамнез и внимательный осмотр ребенка. Для диагностики периода и течения рахита выявляют в крови уровень кальция, фосфора, активность щелочной фосфатазы, делают рентгенограмму запястья определяют экскрецию кальция и фосфора с мочой. Соотношение между уровнями кальция и фосфора в сыворотке крови в норме равно 2 : 1, в период разгара рахита повышается до 3 : 1-4 : 1. При рахите имеются характерные изменения на рентгенограмме костей. Диагноз рахита легкой степени (I) ставят на основании наличия изменений, характерных для начального периода рахита. Рахит средней степени тяжести (II) обусловливается средневыраженными изменениями костной системы и внутренних органов. Рахит III степени (тяжелый) выявляют при обнаружении у ребенка выраженных нарушений костной структуры, тяжелых патологий нервной системы и внутренних органов, тяжелой анемии, которые тормозят физическое и психомоторное развитие. Острое течение рахита определяется наличием неврологических симптомов, симптомами размягчения костной ткани, чаще наблюдается у недоношенных детей и детей первого полугодия жизни. При подостром течении выражены признаки остеоидной гиперплазии (избыточного образования остеоида). Развитие заболевания идет медленно, чаще наблюдается у детей второго полугодия жизни (при рахите череп поражается в первые 3 месяца жизни, деформация грудной клетки возникает, как правило, в 3-6 месяцев, а деформация нижних конечностей, возникает в возрасте, когда ребенок начинает стоять и ходить). Рецидивирующее (волнообразное) течение характеризуется чередованием периодов улучшения и обострения процесса. Лечение рахита у детей Необходимо комплексное лечение рахита. Различают неспецифическое и специфическое лечение, включающее УФО и введение препаратов витамина D. Большое значение имеют рациональное питание (преобладание в пище продуктов, богатых витаминами, минеральными веществами, в частности кальцием), достаточное пребывание на свежем воздухе, массаж и гимнастика. Специфическое лечение рахита проводят препаратами витамина D. В начальном периоде рахита у доношенного ребенка, находящегося в благоприятных условиях быта и питания, в качестве специфического лечения достаточно назначить цитратную смесь и водный раствор витамина D2. После достижения терапевтического эффекта лечебную дозу витамина D заменяют профилактической, которую ребенок получает ежедневно в течение первых двух лет. Лечение витамином D проводится под контролем пробы Сулковича (исследование мочи на содержание кальция). Лечение витамином D в некоторых случаях сочетают с применением препаратов кальция и фосфора (глицерофосфат и глюконат кальция, фитин), назначением витаминов группы В, С, цитратной смеси или сока лимона. Важной частью лечения являются лечебная гимнастика, массаж, солевые и хвойные ванны, которые нормализуют деятельность нервной системы, стимулируют обменные процессы в костях и мышцах. Профилактика рахита должна проводиться еще до рождения ребенка (антенатальная профилактика). Неспецифическая профилактика в этот период состоит в следовании режиму дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе и двигательной активностью, сбалансированной диете, предупреждении и лечении заболеваний, гестозов и невынашивания беременности. Пища беременной женщины должна быть полноценной в отношении количества килокалорий, белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов. Специфическую профилактику целесообразно проводить в последние 3-4 месяца беременности. Суточная потребность беременной в витамине Д составляет 400 МЕ. Витамин D не рекомендуется назначать при возрасте матери старше 35 лет, а также при заболевании сердечно-сосудистой системы. Это может способствовать избыточному отложению кальция в плаценте и привести к внутриутробной гипоксии плода, преждевременному закрытию родничка у ребенка, способствовать развитию у матери атеросклероза. Постнатальная профилактика рахита начинается с первых дней жизни: естественное вскармливание со своевременной его коррекцией, правильная организация смешанного и искусственного вскармливания при недостаточном количестве или отсутствии грудного молока у матери, прогулки, ежедневный массаж и гимнастика, закаливание. Специфическую профилактику рахита начинают с 3-недельного возраста (у недоношенных - с 10-14 дня жизни), назначают витамин D по 500 МЕ в день в течение первых двух лет жизни (осенний, зимний и весенний периоды) в сочетании с назначением витаминов С, В1 и В2, В5 на 2 недели в месяц. Назначение витамина D чередуется с курсом УФО (15-20 сеансов 2 раза в год). После этого делается перерыв на 3-4 недели.


В возрасте 8 месяцев в питание ребенка вводят нежирный мясной бульон, богатый экстрактивными веществами. Это способствует повышению выделения пищеварительных соков и улучшает усвоение пищи. Бульон начинают давать с 1—2 чайных ложек, обращая внимание на состояние ребенка: у некоторых детей крепкий мясной, особенно куриный, бульон может вызвать проявление экссудативного диатеза. В этом случае мясной бульон следует заменить овощным супом. Мясной бульон является, в основном, стимулятором пищеварения и не обладает высокой пищевой ценностью, поэтому его дают в небольших количествах (20—30 миллилитров, т. е. 1—2 столовые ложки) перед овощным пюре, которое к этому времени ребенок получает в более густом виде. К бульону предлагают сухарик из белого хлеба или корочку ржаного хлеба. Таким образом, в рационе ребенка начинает формироваться обед: суп, овощное пюре с желтком, фруктовое пюре или сок. В возрасте 7,5—8 месяцев ребенку вводят третий прикорм вместо кормления грудью в виде кефира или цельного молока. Предпочтение следует отдавать кисло-молочным продуктам. Кормить ребенка грудью можно прекратить с 10—11-месячного возраста при условии, что ребенок здоров и хорошо развивается. Нельзя отлучать ребенка от груди в жаркие летние месяцы, а также во время болезни ребенка, непосредственно после проведения предохранительных прививок. Обычно процесс отлучения ребенка от груди проходит без осложнения, если ребенок получал своевременно все необходимые виды прикорма. Отлучение от груди проводится постепенно. Сначала утреннее кормление заменяют другой пищей — кефиром, молоком, если ребенок просыпается рано, или кашей, если ребенок просыпается в более поздние часы и мать успевает приготовить ему полноценное и калорийное питание. Через 5—10 дней последнее вечернее кормление грудью и для ребенка и для матери проходит безболезненно.


Введение прикормаНа правах рекламы Знает ли малыш, что нужно его организму? Если крохе питание нравится, значит, оно полезно? Узнав ответы на эти вопросы, ты избежишь серьезных ошибок, связанных с введением прикорма. Подробнее здесь Сколько бы ни затрагивались вопросы питания малышей на страницах журналов для родителей, сколько бы рекомендаций ни давали мамам и папам педиатры, как только приходит время вводить прикорм, мы нередко допускаем ошибки. Конечно, в них мы не одиноки, но, согласитесь, учиться на чужих ошибках все-таки лучше. Ошибка первая Слишком раннее введение прикорма «Когда я начала прикармливать, то ориентировалась на рекомендации на упаковке. Некоторые продукты, судя по надписи на этикетке, можно давать ребенку, начиная с 3-4-х месяцев, поэтому с 3-х и начала». Приобщение ребенка к «настоящей еде» нередко расценивается мамой как важный шаг на пути взросления малыша. Но ориентироваться при выборе питания только на этикетку – не совсем разумно. Сроки введения прикорма индивидуальны (подробнее о том, как определить сроки введения прикорма, читайте здесь) Ошибка вторая Ребенок сам знает, что нужно его организму «Первое, что попробовал мой малыш после грудного молока, – это мороженое… Я купила старшему, а младший так трогательно смотрел, что я не удержалась и дала. И ничего страшного не произошло». К сожалению, некоторые мамы ошибочно действуют по принципу: «Если ребенок чего-то очень хочет, это вполне можно ему дать». На самом деле организм младенца первого года жизни приспособлен к потреблению лишь определенных продуктов. Это связано с особенностями внутренних органов и систем крохи, которые находятся в достаточно хрупком равновесии. К тому же, «взрослая еда» может содержать консерванты, красители, ароматизаторы. Ошибка третья Чем разнообразнее, тем лучше «Ребенок должен получать все витамины, поэтому я предпочитаю мультифруктовое пюре, где содержится много всего полезного». Разнообразие – это то к чему нужно стремиться, но не в самом начале введения прикорма. Начало прикорма –ответственный период в жизни малыша. И чтобы избежать проблем, необходимо следовать правилам введения прикорма, в частности, поэтапному его введению. Ребенка следует осторожно, постепенно приучать к различным видам пищи. Начинать надо с однокомпонентного продукта (узнай больше об однокомпонентных продуктах здесь), это позволит оценить реакцию на него организма младенца. Детское питание При введении первым многокомпонентного продукта у малыша может возникнуть аллергия, кишечно-желудочное расстройство, нарушение микрофлоры кишечника. И отследить, какой именно компонент вызвал нежелательную реакцию, практически невозможно. Кроме того, из-за нарушений в состоянии здоровья ребенка введение прикорма придется отложить до его выздоровления. Получится эффект, противоположный желаемому. Ошибка четвертая Не могу устоять, когда он ест с аппетитом «Я вводила однокомпонентные продукты, тем не менее ребенка „обсыпало”!» «Дала малышу попробовать персик, и он сразу съел всю банку! Жаль, что на персики у сына аллергия – фрукт ему так понравился». Каждый, даже однокомпонентный, продукт следует вводить постепенно, начиная с небольшого количества, половины чайной ложки, минимум в течение 5-7 дней. Нередко стремление ввести даже однокомпонентный продукт в большом объеме приводит к «срыву» и развитию колик, диареи, метеоризма и другим нарушениям. Ошибка пятая Ваши вкусовые пристрастия «Я брокколи тоже не стала бы есть, и малыш не хочет – в меня пошел!» Ребенок с рождения различает четыре вкуса: сладкое, горькое, кислое, соленое и отдает предпочтение сладкому. Формирование вкуса во многом зависит от той пищи, которую малыш получал на первом году. Для обеспечения ребенка необходимыми питательными веществами (подробнее о веществах, необходимых малышу узнайте здесь) необходимо включать в рацион малыша разнообразную пищу: кашу, овощи, фрукты, мясо и т.д. Чтобы новый продукт «пришелся по вкусу», его следует предлагать ребенку не менее 8-10 раз; позитивное восприятие, как правило, отмечается после 12-15 раз. Разнообразная пища Ошибка шестая Ваше настроение «После этих „самостоятельных” трапез кухня превращалась в Бог знает что!» Не становитесь заложником собственного настроения – нередко самостоятельное пользование ложкой (начиная с 8-9 месяцев) становится серьезным испытанием для мамы. Поумилявшись тем, как крошечный человечек пытается попасть ложкой в рот, через пару дней многие мамы принимают решение продолжать кормить малыша самим. Будьте терпеливы и показывайте любимому чаду, как пользоваться ложкой, пить из чашки. Вы будете вознаграждены за терпение. Ребенок с удовольствием будет брать с Вас пример, ведь на данном этапе Вы и Ваши родные – его единственные проводники в большой мир.


Первый раз грудного ребенка купают после заживления пупочной ранки в эмалированной или из оцинкованного железа ванне. Перед купанием необходимо вымыть ванну горячей водой с мылом после купания ванну моют и покрывают чистой простыней. Вода для купания новорожденного должна быть кипяченая, температура воды 36—37°. При купании головка ребенка лежит на предплечье купающего его. Погружать ребенка в воду надо постепенно. Вначале осторожно моют головку, следя за тем, чтобы вода не попала в уши, а мыло в глаза. Потом намыленной рукой моют грудь, под мышками, руки, спину, ягодицы, ноги и особенно внимательно моют в пахах. После этого, повернув ребенка лицом вниз и держа его на руке под грудь, обливают его тело заранее подготовленной водой, температура которой на 1° ниже, воды в ванне. Затем быстро, не растирая, ребенка вытирают досуха и одевают. На головку можно надеть чепчик или повязать косынку. Грязное белье надо хранить в специальном мешке и стирать его отдельно. При уходе за новорожденным особое внимание необходимо обращать на состояние кожи и пуповинного остатка. Нельзя допускать опрелостей. При каждом перевертывании нужно осматривать все тело ребенка, особенно тщательно кожные складки, которые смазывают стерильным маслом. После испражнений и мочеиспускания детей подмывают теплой водой 36—37°: девочек спереди назад, мальчиков сзади наперед. После подмывания кожу обсушивают мягкой стираной пеленкой. Одновременно проверяют, как держится повязка на пуповине, нет ли кровотечения или красноты вокруг пупка. Ежедневно, не снимая повязки, основание пуповины обрабатывают 70% спиртом. После отпадения пуповинного остатка пупочную ранку обрабатывают спиртом.


Copyright © 2012-16 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика