Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта kmednickowa@yandex.ru
Интересные статьи
Весьма полезное закаливающее и оздоровительное действие на ребенка оказывает плавание с первых недель жизни. Благодаря строго дозированным водным процедурам в организме усиливается обмен веществ, улучшаются функции дыхания, кровообращения, пищеварения, развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется высшая нервная деятельность. В воде, где тело теряет свой вес, малышу легко выполнять все движения, они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют его тренировке. Благоприятное влияние воды на недавно родившегося ребенка можно объяснить также длительным периодом его развития во внутриутробной среде и сохранением уже после рождения плавательных рефлексов. Ребенок при движении ощущает приятное массирующее воздействие воды, испытывает радость и удовольствие. Водные процедуры, укрепляя нервную систему, способствуют хорошему сну, ускорению развития всех органов и систем. Главные принципы занятия в воде, как и при применении других средств ЛФК, — это постепенность и систематичность. Во время водной процедуры необходимо следить за состоянием ребенка. Вода должна быть приятной и на первых занятиях иметь температуру 37—37,5° С с понижением ее до конца первого месяца плавания до 34° С и до конца третьего месяца — до 32° С. В первые 3 месяца должны решаться в основном задачи привыкания к более длительному времени нахождения в воде и закаливания. В этот период ребенок передвигается с помощью различных поддержек взрослого, сидящего в ванне или находящегося рядом. Одновременно при различных заболеваниях детей в этот период решаются и частные задачи оздоровления с помощью различных упражнений в воде. В дальнейшем число занятий увеличивается до 5—6 раз в неделю, а продолжительность их постепенно возрастает до 20—25 мин. Показания к назначению плавания очень широки. Практически каждый здоровый ребенок начиная с 10—15 дней жизни при отсутствии противопоказаний может заниматься плаванием. Проводить занятия можно через 40—60 мин после кормления или за 30 мин до кормления. Продолжительность занятий — от 5 до 20 мин. Проводить лечебное плавание и упражнения в воде лучше через 2—3 ч после лечебной гимнастики. Противопоказаниями к проведению плавания и упражнениям в воде являются открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа. Обучение плаванию проводится в обычных ваннах, а затем в микробассейнах детских поликлиник. Продолжительность первых занятий 10—15 мин. Обучение плаванию проводится с помощью поддержек руками и пенопластовыми поплавками, прикрепленными к чепчику (автономная поддержка). Голова ребенка, как более тяжелая часть тела, особенно нуждается в поддержке. Первые занятия проводят с двойной ручной поддержкой в положении ребенка на спине. Левая ладонь взрослого поддерживает его головку, а правая рука охватывает область груди и живота (рис. 1). Так же осуществляется поддержка ребенка в положении лежа на груди (рис. 2). Рисунок 2 Необходимо добиваться, чтобы тело ребенка во время всего занятия находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение. Поддержки во всех случаях, по мере тренировки, должны становиться минимальными и создавать условия ребенку для свободного движения руками и ногами в положении его на спине и на груди. Облегченный вариант поддержки на спине — голова удерживается обеими руками (рис. 3). рисунок 3 Первые движения в воде производят с помощью взрослого — скольжения на воде (поперек, вдоль ванны, «восьмеркой»), а также покачивания. Ребенка медленно продвигают в воде в разные стороны, при этом следует добиваться, чтобы ребенок рефлекторно отталкивался ногами от краев ванны (рис.4). Рисунок 4 Уши ребенка должны быть погружены в воду. При плавании на груди следует поддерживать подбородок ребенка с тем, чтобы в рот не попала вода. Обучение плаванию необходимо производить не спеша, спокойно, всячески стимулируя проявления плавательных рефлексов. При появлении у ребенка гребковых движений характер поддержки облегчается. Двуручные поддержки заменяются одноручными (рис. 5) или автономными. рисунок 5 Со второго месяца можно осторожно начинать обучение ребенка задержке дыхания. Сначала это делают, поливая головку ребенка из лейки или водой, захваченной рукой из ванны, в течение 4—5 с, 4—6 раз за время отдыха между упражнениями (проводки, покачивания). В дальнейшем при проводке на груди погружать лицо ребенка сначала на 0,5—1 с, потом на 2—3—4 с. После усвоения этого упражнения можно перейти к более сложному: поддерживая ребенка вертикально, произнести «раз, два, три, ныряй!». Погрузить ребенка сначала до уровня носа на 3—5 с, потом до уровня глаз, а в дальнейшем с головой (за одно занятие — не более 4—6 погружений). В дальнейшем можно переходить к более сложным упражнениям, например ныряние с доставанием ярких игрушек. Нельзя допускать погружения ребенка под воду при плаче и во время движения в воде во избежание попадания воды в носовые ходы. К самостоятельному плаванию можно приступить после того, как ребенок будет достаточно тренирован в задержке дыхания при погружении рта и носа под воду и овладеет навыком грести руками. Взрослый лишь слегка поддерживает и направляет действия ребенка. Помимо соблюдения постепенности в увеличении нагрузки, систематичности занятий, необходимо помнить еще об одном важном условии: постараться не испугать малыша при первых занятиях в воде (чересчур прохладная вода, большая, чем положено, нагрузка в воде и др.). Перенесенный испуг может на всю жизнь «поссорить» ребенка с водой и плаванием.


Активные гимнастические упражнения основаны на произвольно выполняемых ребенком движениях. Само движение может быть вызвано речевой инструкцией, игрушкой или определенным исходным положением. Точность гимнастического упражнения, характер и направление мышечного усилия, траектория движения обеспечиваются использованием простейших пособий (палочек, колец), а чаще руками методиста (инструктора) лечебной физкультуры. Каждое активное гимнастическое упражнение возможно только при возникновении у ребенка самостоятельного движения, лежащего в основе упражнения. Так, например, активный поворот со спины на живот, ползание или переход в положение сидя пли положение лежа на спине можно использовать в качестве активного гимнастического упражнения только при наличии у ребенка этих двигательных навыков. В лечебной физической культуре врачу часто приходится иметь дело с ребенком, у которого развитие двигательных навыков задерживается и активные движения, свойственные для ребенка раннего возраста, отсутствуют. В то же время важнейшими терапевтическими и воспитательными задачами являются преодоление этих отставаний, нормализация психомоторного развития ребенка. В таких случаях используются различные приемы стимулирования активных движений. Стимулирование активных движений ребенка раннего возраста проводится включением так называемых упражнений «с помощью», являющихся частным видом активных упражнений. Примером такого упражнения, выполняемого с помощью методиста, является поворот со спины на живот при поддержке за руку и ножки. При этом одной рукой методист осуществляет частичный поворот таза ребенка, а другой — направляет движения плечевого пояса и туловища ребенка; при этом в определенной фазе упражнения ребенок завершает движение самостоятельно. Другим видом стимуляции активного движения в рамках гимнастического упражнения является использование яркой, привлекающей внимание ребенка игрушки.


Для профилактики деформации костей рекомендуется применять систему лечебных укладок с помощью валиков, мешочков, прокладок. Учитывая мышечную гипотонию и выраженную разболтанность суставов, пассивные физические упражнения должны проводиться в пределах, не превышающих физиологической амплитуды движения, и строго по оси движения данного сустава. Недопустимы перерастяжения мышц и связок, что снижает сократительную функцию мышц и увеличивает разболтанность суставов. В период разгара рахита следует строго соблюдать принцип рассеянности физической нагрузки в комплексе лечебной гимнастики. В период реконвалесценции лечебная физическая культура способствует нормализации нарушенных нервных процессов, улучшению обменных процессов, снижению мышечной гипотонии, коррекции костных деформаций, восстановлению психомоторного развития, нормализации кардиореспираторной системы. В этот период, помимо поглаживания, применяют такие приемы массажа, как разминание и растирание, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус к усиливая общий обмен веществ. Шире применяют физические упражнения, направленные на восстановление уровня психомоторного развития ребенка, устранение мышечной гипотонии и разболтанности суставов, коррекцию костных деформаций. Физические упражнения оказывают существенное влияние на нормализацию обменных процессов, восстановление нарушенного баланса основных процессов в центральной нервной системе. Важное значение имеют физические упражнения для кардиореспираторной системы. Выбор физических упражнений определяется общим состоянием ребенка и уровнем психомоторного развития. С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается горизонтальное исходное положение. Помимо общеразвивающих физических упражнений и общего лечебного массажа, рекомендуется применять избирательные приемы массажа и физические упражнения, воздействующие на пораженные мышцы и способствующие исправлению деформаций костной системы. Учитывая улучшение общего состояния ребенка и постепенное угасание признаков рахита, общая нагрузка в комплексе лечебной гимнастики и массажа постепенно увеличивается, продолжительность занятий достигает 15 мин. Для периода остаточных явлений характерно восстановление нарушенных обменных процессов, отсутствие острых изменений. Остаточные явления проявляются главным образом в значительной задержке психомоторного развития и. костных деформациях. Задачами лечебной физической культуры в этот период заболевания являются: восстановление психомоторного развития ребенка, коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата, повышение неспецифической сопротивляемости, нормализация функции кардиореспираторной системы. Нагрузку в комплексе лечебной гимнастики и массажа в период остаточных явлений заболевания приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка. Общая продолжительность одного занятия, возрастает до 20—30 мин. В период остаточных явлений рахита применяются все приемы массажа. Помимо общего массажа, используются избирательно приемы укрепления наиболее пораженных мышц (живота, спины, нижних конечностей). С целью укрепления ослабленных мышц и коррекции деформаций опорно-двигательного аппарата широко используются физические упражнения, проводимые из разных исходных положений. Особое внимание уделяется профилактике плоскостопия, деформаций позвоночника и исправлению деформаций голени. Важное значение приобретают физические упражнения в восстановлении развития отстающих двигательных навыков.


Воздух кроме обеспечения кислородом оказывает влияние на организм своей температурой, влажностью, барометрическим давлением, движением и другими метеорологическими факторами, которые сильно меняются не только в зависимости от сезона, но и в течение суток. Пределы оптимальных показателей воздушной среды для детей раннего возраста крайне малы, а приспособительные возможности организма ребенка при атмосферных колебаниях очень незначительны. Основная задача при проведении закаливающих процедур воздухом — расширение этих адаптационных возможностей. Закаливание воздухом начинается по существу с первых дней жизни: при проветривании помещения, где живет ребенок, при непосредственном контакте кожи с воздухом во время пеленания, при первых прогулках. Однако если не проводить целенаправленного закаливания, такие воздействия меняющейся воздушной среды могут вызвать нежелательные реакции простудного характера. В летнее время при хорошей погоде прогулки можно начинать сразу после выписки из родильного дома, при плохой погоде проводить их в закрытом помещении, открыв окно, или на террасе. В летнее время при благоприятной погоде ребенок может быть на воздухе в тени в течение всего светового дня. Дети дошкольного и школьного возраста в одежде, соответствующей погодным условиям, должны находиться на воздухе зимой 5—6 ч, летом желательно весь день.


Активные упражнения, частично проводимые с помощью методиста, связанные с переходом из положения лежа в положение сидя, и подготовка ребенка к этим движениям начинаются после освоения элементов ползания. Сюда относятся упражнения по приподниманию головы и плеч при поддержке за обе или одну отведенную в сторону руки, те же упражнения с фиксацией и без фиксации коленных суставов, активный переход в положение сидя из положения лежа на спине, подготовительные упражнения с поворотами туловища со спины на живот и приподниманием верхней половины туловища из этого положения к переходу в положение стоя на четвереньках и на коленях, различные варианты парения в положении на спине и т. д. Во всех случаях упражнение доводится только до момента перехода в положение сидя, само сидение не стимулируется. Лишь после того, как врач и методист убедятся в достижении ребенком умения активно и в течение некоторого времени удерживать свое тело в положении сидя, можно включать в качестве упражнения некоторые движения из исходного положения сидя. Вслед за этими упражнениями целесообразно сразу же включать упражнения из положения лежа на животе или спине. Приподнимание головы и плеч из положения лежа на спине. Ребенок лежит на спине, ногами по направлению к методисту. При охватывании пальцев рук методиста или колечек руки ребенка отводятся в стороны и слегка приподнимаются над поверхностью стола — при этом ребенок слегка приподнимает голову и плечи. Если ребенок пассивен, упражнение не имеет смысла. Под спину ребенка с боков подводятся ладони методиста; большими пальцами, лежащими вдоль средней подмышечной линии, и ладонями удерживают тело ребенка и приподнимают его над столом. При этом ребенок, лежащий на ладонях, приподнимается и наклоняет вперед голову и плечи. Упражнение осуществляется за счет мышц шеи, груди, брюшного пресса. Присаживание при поддержке. После схватывания больших пальцев методиста руки ребенка отводятся в стороны и продвигаются вперед — вслед за движением рук ребенок приподнимает голову, плечевой пояс, а затем и полностью переходит в положение сидя. При выполнении упражнения методист свободными пальцами своих рук страхует кисти ребенка от разгибания и падения. Возврат в исходное положение проводится при поддержке ладонью головы и спинки ребенка. Это же упражнение при хорошем тонусе мышц и активности ребенка может проводиться с поддержкой за одну руку, затем с использованием колечек или одного кольца, за которые держится ребенок.


При клинических показаниях для достижения целей максимального расправления легочной ткани могут быть рекомендованы упражнения с углубленным вдохом, для чего после вдоха применяются добавочные вдыхания воздуха (удвоенное и даже утроенное дыхание). Для тех же целей целесообразно производить дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе в течение нескольких секунд. Такого характера упражнения следует производить с большой осторожностью из-за опасности повреждения альвеолярной ткани при развившейся эмфиземе легких. Однако по сравнению со взрослыми у детей такая опасность меньше выражена ввиду большой эластичности легочной ткани, к тому же эмфизематозный процесс у детей редко достигает такой степени, как у взрослых. Можно рекомендовать производить короткую задержку дыхания и на выдохе, что всегда способствует возникновению последующего более глубокого вдоха. Произведенные выше дыхательные упражнения рассчитаны на детей старшего дошкольного и школьного возраста. Упражнения можно использовать и для детей более младшего возраста, однако форма их проведения должна быть изменена. Дыхательная гимнастика широко показана детям раннего возраста, страдающим хроническими пневмониями.  Специальными исследованиями (пневмография, пневмометрия, рентгенография, электрокардиография и др.) установлены отчетливо выявившиеся в динамике изменения в положительную сторону как функции внешнего дыхания, так и общего психофизического статуса больных, находившихся под наблюдением. Лечебная физическая культура показана при хронических пневмониях всех форм и стадий течения. Особенно благоприятные результаты получены при начальных стадиях бронхотических пневмосклеротических форм хронической пневмонии. Даже при далеко зашедших формах болезни (бронхоэктатические формы) при упорном, систематическом лечении у детей можно рассчитывать на благоприятный исход комплексного лечения. Для бронхиальной астмы характерна повышенная чувствительность организма к ряду раздражителей (аллергия), в том числе к некоторым пищевым продуктам, запахам, комнатной пыли и прочим аллергенам. Первая форма связана с сенсибилизацией организма бактериальными аллергенами, которые поступают из очагов хронической инфекции, локализованных в основном в респираторном аппарате. Вторая форма относится к группе наследственно обусловленных заболеваний и вызывается неинфекционными аллергенами. У детей часто наблюдается смешанная форма (политопная). Так, у детей, больных атолической формой бронхиальной астмы, приступы могут возникать в дальнейшем и под влиянием инфекционных, чаще респираторных, заболеваний.


Распространенным вариантом активного упражнения с переходом в положение сидя является присаживание за согнутые в локтевых суставах руки. Ребенок охватывает пальцы методиста или колечки, при этом его руки согнуты в локтевых суставах так, что предплечья прижаты к плечам, локти — к туловищу. При потягивании колечек или рук вперед и вверх ребенок напрягает сгибатели своих рук и двигается вслед за движением рук методиста, сохраняя руки согнутыми. У выздоравливающих детей конца первого года жизни, у детей 2-го и 3-го года жизни в качестве одного из упражнений для мышц брюшного пресса может назначаться самостоятельное присаживание с фиксацией коленных суставов. Правой рукой методист фиксирует разогнутые ноги ребенка в области коленных суставов, давая возможность нижним конечностям ребенка оставаться неподвижными при переходе в положение сидя, но не надавливая на колени и не причиняя ребенку неприятных ощущений. Второй рукой методист держит перед ребенком яркую игрушку, побуждая его перейти в положение сидя. Облегченным вариантом этого упражнения является присаживание с помощью, когда одна рука методиста продолжает фиксировать колени, а большой палец другой руки вкладывается в ладонь ребенка. Когда ребенок крепко ухватится за палец методиста, методист страхует кисть ребенка от разгибания и отводит в сторону руку ребенка, слегка потягивая ее вперед, — подтягиванием, речью ребенок побуждается к переходу в положение сидя. При возврате в исходное положение-методист либо страхует ребенка от резкого движения своими руками, либо добивается от ребенка, чтобы он опирался свободной от ухватки рукой о поверхность стола. В последней четверти первого года жизни нормально развивающийся ребенок овладевает умением перехода в положение стоя в начале с помощью рук, которыми ребенок держится за неподвижные предметы, а затем и самостоятельно без поддержки. При стоянии на нижние конечности маленького ребенка падает значительная нагрузка. Трудность сохранения этой позы для ребенка заключается еще и в относительно высоком расположении центра тяжести, что делает стоящего ребенка неустойчивым, требует значительного напряжения мускулатуры. Это следует учитывать при назначении в лечебной физкультуре исходного положения стоя, а также и упражнений, связанных с переходом в это положение.


Рефлекторное разгибание позвоночника. В упражнении используется рефлекс с позвоночника, или «спинной рефлекс» Талант, проявляющийся при легком тактильном раздражении кожи спины вдоль и вблизи позвоночника. При этом ребенок прогибается в противоположную сторону, т. е. при проведении пальцем вдоль спины справа позвоночник отводится влево, при проведении слева — вправо, а при одновременном раздражении кожи с обеих сторон ребенок прогибает спинку вперед. Методист проводит большим и указательным пальцами вдоль позвоночника по обеим сторонам от линии остистых отростков в направлении от крестца к затылку. Второй рукой, охватывающей область плеча, ребенок удерживается в боковом положении. Ребенок отводит назад голову и прогибает спинку. Работают разгибатели спины и шеи. В лечебной физкультуре, кроме этой методики, могут быть использованы и другие модификации упражнения, если лечебные задачи требуют преимущественного воздействия на одну из сторон. При этом рефлекторное упражнение с отведением спины вправо или влево проводится в исходном положении, лежа на животе. По своему физиологическому действию массаж близок к пассивным гимнастическим упражнениям, однако в отличие от последних массаж оказывает более дифференцированное воздействие на массируемый участок тела, вызывает целый ряд процессов, связанных с рефлексогенными зонами. Физиологические реакции, протекающие у здорового и больного ребенка под воздействием различных приемов массажа, не требуют активного участия и сопровождаются, как правило, повышением эмоционального состояния.


Развитие достаточной амплитуды дыхания достигается умением углублять дыхание на вдохе и увеличивать его при выдохе. Такого рода указания необходимы в первые дни курса лечения, а в дальнейшем целесообразность в них обычно исчезает, так как довольно быстро устанавливается необходимый уровень произвольного дыхания и навык постоянного полноценного дыхания постепенно закрепляется. Для воспитания навыка углубленного дыхания рекомендуется после удлиненного выдоха включать небольшие паузы (задержка дыхания на 5—10 с). После таких пауз глубина вдоха обычно самопроизвольно увеличивается. Дыхательные упражнения, укрепляющие дыхательную мускулатуру и развивающие грудную клетку.  Известно, что громадная роль в функции дыхания принадлежит грудобрюшной преграде — диафрагме. При дыхании оба сводообразных купола диафрагмы уплощаются и грудное пространство расширяется книзу, а нижняя часть груди растягивается еще и в поперечном направлении, так как кишечные петли, расходясь под давлением сверху выше купола диафрагмы, раздаются в стороны и, таким образом, расширяют нижний отдел грудной клетки. Диагфрагму справедливо называют дыхательным мускулом. При вдохе происходит поднятие ребер, причем поднятие нижних ребер и грудины обусловливается движением верхних ребер. Из этого движения исключается самое нижнее ребро, которое оттягивается вниз. Спокойное выдыхание совершается без участия дыхательных мышц за счет тяжести и эластической тяги самой грудной клетки. К физическим упражнениям, развивающим и укрепляющим дыхательную мускулатуру, относятся:  статическая дыхательная гимнастика, специальная тренировка полного выдоха и глубокого вдоха. Такого рода упражнения могут производиться из разных исходных положений (лежа на спине, сидя и стоя);  упражнения для мышц шеи — наклоны головы, повороты и круговые движения головы. Такого рода упражнения могут быть значительно усилены, если их производить с волевым напряжением или сопротивлением, оказываемым рукой; упражнения для мышц пояса верхних конечностей путем движений в плечевых суставах в различных направлениях — поднимание рук вверх, вперед, отведение их назад, вращение руками с различной амплитудой в плавном темпе, рывками, с волевым напряжением, из различных исходных положений. Следует иметь в виду, что дыхательные упражнения этой группы могут значительно изменяться, если изменять положение тела. Например, поднимание рук вверх и поднимание вместе с этим пояса верхних конечностей увеличивает тонус вспомогательных мышц, способствующих вдоху. При положении «руки на бедрах» создаются более благоприятные условия для тренировки вспомогательной дыхательной мускулатуры;  упражнения для мышц живота, диафрагмы и вспомогательных мышц, принимающих участие в выдохе, путем вовлечения в работу нижних конечностей (сгибание, разгибание, круговые движения ног из исходного положения лежа и в висе на гимнастической стенке), разнообразных движений туловищем (сгибание, максимальное разгибание, наклоны в стороны, вращение). Значительное повышение внутрибрюшного давления, которое наблюдается при напряжениях мышц живота, вызывает ответную реакцию со стороны диафрагмы. Последняя, оказывая сопротивление внутрибрюшному давлению, напрягается, — это один из путей тренировки диафрагмы, повышения ее тонуса.


При занятиях лечебной физкультурой с детьми второго и третьего года жизни широкое применение находит ходьба и различные упражнения, выполняе­мые двумя или несколькими детьми в ходьбе. При включении ходьбы в содержание занятий необходимы и соответствующие условия, где могут быть созданы и нормальные условия для правильного выполнения различных вариантов ходьбы, а также могут быть соблюдены необходимые для занятий с маленькими детьми требования педагогики. Для повышения точно­сти ходьбы и правильной выработки этого двигательного навыка применяется ходьба по дорожке ограни­ченной ширины, уменьшающая разброс ног. Вначале используется дорожка шириной 35—40 см, в дальней­шем она может быть сужена до 25 см. Усложнение ходьбы при занятиях достигается приподниманием дорожки над полом — ходьба по доске, ходьба по наклонной доске, по гимнастической скамеечке и т. д. Для развития и укрепления мышечного свода стопы применяются ребристые доски, прямые или установ­ленные под углом друг к другу. В процессе индивидуальной тренировки много­кратное повторение движений приводит к закрепле­нию и автоматизации двигательного навыка.


Copyright © 2012-16 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика