Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта kmednickowa@yandex.ru
Интересные статьи
Причиной, приводящей к быстрому утомлению, может быть неправильная организация деятельности детей. Они должны иметь возможность играть или заниматься еще чем-либо (наблюдать за окружающим, рассматривать картинки, лепить и т. п.) всегда, когда не заняты другими процессами — кормлением, умыванием, одеванием. Нельзя допускать бездеятельности детей, так как это прежде всего не способствует их развитию. Кроме того, частая бездеятельность, как правило, ведет к повышенной возбудимости детей и является причиной вспышек раздражительности. При организации деятельности детей очень важно создать благоприятные внешние условия, в которых она протекает. Различные физические факторы окружающей среды оказывают большое влияние на работоспособность детей. К таким факторам относится прежде всего температура помещения, чистота воздуха, акустика, освещение. В душной комнате с высокой температурой воздуха утомление детей наступает скорее. Особенно неблагоприятно и быстро ведет к утомлению обилие резких акустических раздражений и длительный хаос звуков (шум) в детском помещении. Имеет также значение общая ситуация во время игр и занятий детей. Если в помещение группы часто входят посторонние люди, если взрослые в присутствии детей много и громко разговаривают между собой, а воспитательницу во время работы отвлекают, тем самым нарушая ее общение с детьми, то все это неблагоприятно отражается на их поведении, приводя к повышенной раздражительности. Дети первых 3 лет жизни не могут долго заниматься одним и тем же и нормально реагировать на сильные внешние раздражители. Но заниматься чем-либо одним, даже если занятия интересны, он может примерно около 20—25 минут соответственно выносливости его нервных клеток коры. Давно подмечено, что ребенок может быть целый день в движении и не устает, а если мать ведет его за руку в одном направлении, быстро устает и просит взять его на руки. Такое противоречие в поведении ребенка объясняется тем, что, бегая свободно, он многократно меняет характер своих движений: то присядет, то остановится, то подпрыгнет, идет то влево, то вправо и т. д., вследствие чего происходит смена не только работающих мышц, но и соответствующих участков мозга и утомления не наступает. Если же ребенка ведут за руку, он вынужден делать однообразные движения и, следовательно, работают длительное время одни и те же мышцы, один и тот же участок мозга, а это приводит к утомлению. Сам ребенок не всегда может понять свое состояние и переменить положение — за этим должны следить взрослые. Непрерывное действие одного и того же раздражителя или однообразные движения, длительная деятельность одного и того же анализатора вследствие малой выносливости нервных клеток ведут к утомлению. Однообразие обстановки, постоянное наличие одних и тех же игрушек, пособий в пользовании детей также являются причиной нарушения возбудимости их нервной системы: вследствие отсутствия разнообразия не обеспечивается активное деятельное состояние коры. Особенно отрицательно это отражается на детях, находящихся в круглосуточных группах или домах ребенка. Для внесения разнообразия в жизнь таких детей широко должна использоваться прогулка. Наряду с организацией самостоятельной деятельности детей большое значение в их воспитании имеют специальные занятия. Как известно, занятия являются наиболее эффективной формой обучения.


В случае переутомления все эти изменения поведения становятся более глубокими, ухудшается аппетит, нарушается сон. Переутомленный ребенок долго не может заснуть, сон его часто бывает прерывистым. Часто переутомление выражается в виде проявлений упрямства, негативизма, когда ребенок отказывается от выполнения обычных требований взрослых, или агрессивных действий по отношению к детям (ломает их постройки, отнимает игрушки и т. п.). Переутомление нервной системы могут вызвать: чрезмерно длительное бодрствование, превышающее предел работоспособности ребенка; систематически недостаточный отдых, в течение которого не происходит полного восстановления работоспособности; неправильная организация деятельности детей; необходимость выполнять непосильные, трудные задачи. Анализ режима детей в семьях и детских учреждениях часто обнаруживает прежде всего, что установленная для детей того или иного возраста длительность бодрствования не соответствует пределу работоспособности их нервной системы. Систематическое удлинение бодрствования неизбежно ведет к утомлению и даже истощению нервной системы. В ряде учреждений и в семье имеет место также и очень вредное для детей раннего возраста хроническое недосыпание. Оно объясняется иногда отсутствием благоприятных условий для полноценного сна. Яркий свет, громкий разговор взрослых, радио, телевизор, игра детей в комнате, где спит ребенок, мешают его сну. Хотя иногда, несмотря на все это, ребенок продолжает спать, однако в таких условиях нет глубокого сна и нервная система не получает полноценного отдыха. Нарушает сон также частое высаживание детей ночью на горшок, наличие у них отрицательных привычек спать с соской, пить ночью воду. Все это не обеспечивает полноценного отдыха нервной системы, а если повторяется систематически, то у детей от хронического недосыпания накапливается утомление, отрицательно влияющее на их здоровье, развитие и поведение. Хроническое недосыпание детей возможно также в том случае, если не учитывается фактическая длительность их ночного сна дома. Принимая утром ребенка, следует узнать, сколько и как он спал ночью. В соответствии с этим надо либо подсказать родителям, как в домашних условиях обеспечить нормальный, достаточный по времени ночной сон ребенка, либо внести необходимые изменения в его режим в учреждении. Наблюдается также преждевременный перевод детей (раньше 1 года 6 месяцев) с двухразового сна на одноразовый, что совершенно недопустимо.


В настоящее время более 70% детей дошкольного возраста имеют ослабленный иммунитет, особенно это касается городских жителей. Существует множество естественных способов укрепления иммунитета у детей, но большинству маленьких горожан не обойтись без дополнительных медикаментозных средств. При этом многие родители задумываются о необходимости укреплять иммунитет осенью, как только ребенок начинает болеть. Это одно из самых распространенных заблуждений: укрепление иммунитета происходит не мгновенно. Для того чтобы создать мощный барьер против инфекций, организму требуется около 2-х месяцев. Поэтому самое подходящее время для укрепления иммунитета – лето. Путь к крепкому здоровью не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Предлагаем вам пять основных шагов, которые приведут к заветной цели – сильному иммунитету и крепкому здоровью. Шаг первый. Диспансеризация Если в течение года ребенок часто болел, летом необходимо показать малыша педиатру, гастроэнтерологу, иммунологу, ЛОРу и стоматологу. Предварительно можно сдать анализы, которые помогут установить причину ослабленного иммунитета: кал на дисбактериоз, кровь на иммунный и интерфероновый статус. В зависимости от клинической картины простуд врач может посоветовать сдать специальные анализы, например, исследования на обнаружение микоплазмы и пневмоцисты при упорном кашле (кровь, мазки из зева), мазок из зева при хронических тонзиллитах. Особое внимание следует уделить хроническим заболеваниям. Если малыш страдает каким-либо хроническим заболеванием, это, конечно же, влияет на защитные функции организма и может стать причиной частых простуд. Хронические гаймориты, тонзиллиты, аденоиды, атипические инфекции, вызванные такими возбудителями, как микоплазма, пневмоциста, хламидии, глисты – все это влияет на иммунитет ребенка. Даже такой «пустяк», как кариозные зубы, может стать причиной ослабления иммунитета и провоцировать регулярные простудные заболевания. В общем, если благодаря всестороннему обследованию удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать его, то в следующем году чадо не будет так часто болеть. Шаг второй. Внимание на кишечник Большое значение для общего иммунитета имеет состояние кишечника. Кишечник выполняет иммуногенную функцию, которая заключается в стимуляции синтеза иммуноглобулина и иммунокомпетентных клеток. Большинство полезных веществ, поступающих в организм вместе с пищей, всасывается именно в кишечнике. Там же в нем проживает огромное количество (несколько миллиардов) иммунокомпетентных лимфоидных клеток, постоянно ведущих борьбу за наше здоровье. Зашлакованный кишечник является непреодолимым препятствием для полезных веществ, содержащихся в пище, витаминов и лекарств. Так что его состояние напрямую связано с общим состоянием здоровья. Чтобы кишечник был в норме, старайтесь, чтобы ребенок пил больше минеральной воды без газов, кисломолочных продуктов и употреблял пищу, богатую клетчаткой. В более сложных случаях, когда причиной кишечного нездоровья является дисбактериоз, необходимо сделать специальный анализ, который покажет, каких именно бактерий не хватает малышу, и провести соответствующий курс лечения. Для повышения иммунитета у ребенка со стороны кишечника летом полезно пропить месячный профилактический курс отвара овса. Крохе от 6 месяцев до 1 года назначают по 1 чайной ложке, с года – по 1 столовой ложке, с 2 до 5 лет – 2 столовые ложки, после 5 лет – 100 мл в день. Овсяный отвар готовится так: полстакана промытого овса (не овсяной крупы!) заливать вечером 1,5 литрами фильтрованной воды в эмалированной посуде. Утром кипятим 1,5 часа в кастрюле с закрытой крышкой на медленном огне. Таким образом все термостойкие витамины группы В, содержащиеся в шелухе, выпариваясь, экстрагируются в воду. Затем, когда отвар остынет, его нужно процедить и хорошенько отжать. Отвар можно готовить на два дня и хранить в холодильнике. Давать овсяный отвар ребенку нужно перед едой. Вкус у этого «лекарства» приятный и малыш вряд ли будет скандалить. Но не забывайте, что овес слабит, разжижает стул. Поэтому посоветуйтесь со своим педиатром, возможно, он подберет индивидуальный вариант дозировки. Шаг третий. Витамины здоровья Активными стимуляторами иммунитета у детей являются антиоксиданты. Они восстанавливают стабильность молекул, клеток и тканей, останавливают процессы окисления и таким образом защищают организм от болезней. К антиоксидантам относятся витамины С, Е, бета-каротин, глютатион-6, селен, цинк, медь, марганец и аминокислота L-цистеин. Этими веществами богаты зерновые культуры, бобовые, свежие овощи и фрукты, а также растительные масла. Но, к сожалению, неблагоприятная экологическая обстановка, использование различных удобрений, некачественная вода, термическая обработка пищи и прочие достижения цивилизации приводят к тому, что натуральные продукты не способны обеспечить суточную потребность человека во всех необходимых витаминах и минеральных веществах. Поэтому даже летом, когда в избытке свежих овощей и фруктов, не стоит отказываться от поливитаминных комплексов. Они имеют практически одинаковый состав и отличаются друг от друга лишь формой выпуска и присутствием различных вкусовых и ароматических добавок. Шаг четвертый. Иммуноукрепляющие препараты Существует множество препаратов, укрепляющих и моделирующих иммунитет у ребенка, которые можно назначать без изучения иммунного статуса. Это так называемые растительные адаптогены. К ним относятся препараты на основе эхинацеи, женьшеня, элеутерококка, корня солодки, лимонника, родиолы розовой. Используемые в профилактических целях, они способствуют укреплению иммунитета у детей. Естественно, подбирать препарат, схему профилактического курса и дозировку должен врач. Так как повышение дозировки препаратов может приводить к обратному результату – угнетению иммунной системы. Детям, которые в течение года часто болели отитами, ангинами, бронхитами, стоит пропить профилактический курс препаратов, защищающих от стафилококков, стрептококков, гемофильной палочки и клебсиеллы. Наиболее распространенные препараты этой серии – «Рибомунил», «Бронхомунал» и «ИРС19″. Основа их действия – стимуляция иммунитета через предоставление организму «информации» о возможном бактериальном возбудителе. Кроме того, для профилактики простудных заболеваний очень полезно приучить ребенка к бактерицидному питью – отвар ромашки, календулы, зверобоя или дать малышу специальный детский чай (из шиповника, мяты, ромашки). После еды такой чай или настой смывает остатки пищи с миндалин и бактерицидно воздействует на слизистые. Шаг пятый. Лечебная гимнастика Специальные приемы лечебной гимнастики способны надежно защитить ребенка от простудных заболеваний, тем самым укрепить иммунитет у ребенка. Освоить простейшие упражнения под силу даже полуторагодовалому карапузу. Когда малыш чистит зубы или умывается, попросите его достать кончиком языка до подбородка и подержать его так от 3 до 10 секунд. Такая поза напряжения языка и дужек глотки улучшает кровоток, лимфоток, глотка санируется, эвакуируются застойные слизи и казеозные пробки – плацдарм, на который садятся «нежелательные» гости, вызывая ангины и другие проблемы. Очень полезно разминать каждое утро шею. Медленными вращениями головы вправо и влево. Это упражнение действует на заушные лимфатические железы и защищает их от воспаления. Научите малыша мягко поколачивать себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки, со звуками «а», «о», «у». Такой самомассаж грудной клетки развивает естественные защитные силы бронхолегочной системы.


Стабилизация активности ревматического процесса или наметившаяся тенденция к стиханию активности позволяют расширить лечебно-двигательный режим. В этот период общее состояние больных улучшается, снижается температура тела. Границы сердца сокращаются, хотя и остаются еще несколько расширенными. На электрокардиограмме намечается положительная динамика. В зависимости от возраста больной повторяет упражнение 3— 5 раз. Обычно к этому времени больных переводят на постельный режим. Такой режим позволяет им, не вставая с постели, принимать пищу за прикроватным столиком, читать, рисовать, лепить, работать с конструктором. Можно организовать и ряд других педагогических процессов, не поднимая ребенка с постели. Сроки назначения больным с пороком сердца лечебной гимнастики строго индивидуальны. Как правило, дети с недостаточностью митрального клапана начинают заниматься раньше, а больные с сочетанными и комбинированными пороками — позже. Соответственно решается вопрос о расширении двигательного режима и занятий лечебной гимнастикой у больных без порока сердца. Когда общее состояние ребенка становится удовлетворительным, температура тела нормализуется, границы сердца приближаются к нормальным, а динамика лабораторных исследований показывает отчетливое стихание активности ревматического процесса, больных переводят на полупостельный режим. Больным при переводе на полупостельный режим разрешается вставать с постели для приема пищи за общим столом, пользоваться туалетом. В начальном периоде полупостельного двигательного режима дети большую часть времени проводят в постели. Через 1—2 нед после перевода больного на полупостельный режим при благотельных прогулок в саду. Рекомендуется следить, чтобы на прогулке большую часть времени дети проводили сидя. На этом режиме больные находятся 2—4 нед. Расширенный тонизирующий двигательный режим назначается при стойком улучшении общего состояния, после того как границы сердца полностью нормализовались, тоны сердца стали громкими, отчетливыми, частота сердечных сокращений и уровень артериального давления также нормализовались. Лабораторные исследования в этот период обычно указывают на незначительную активность ревматического процесса. При переводе на расширенный тонизирующий режим больным разрешается все время проводить вне постели. Обязательным является лишь послеобеденный отдых в постели. Больным разрешаются ходьба по палате, прогулка в саду, малоподвижные игры (главным образом из исходного положения сидя). Дети в этом периоде принимают участие в трудовых процессах. Они самостоятельно убирают свои постели, помогают в оформлении праздников, оказывают посильную помощь медицинскому персоналу в уходе за тяжелобольными детьми и т. д.


Если ребенок не расстается с мечем и знает по именам всех популярных игроков в мире, то у него зависимость от футбола, но как она повлияет на него в будущем? Футбол это, прежде всего командная игра, где ребенок должен понимать свою ответственность перед другими игроками, для жизни это хорошее качество, особенно, если оно привито в детстве. Игра убыстряет реакцию и увеличивает координацию тела. Еще футбол – это серьезная игра, а значит много тренировок, для некоторых родителей кажется что ребенок просто гоняет мяч по двору, но это не так, в процессе тренировок у ребенка вырабатывается тяга к труду и достижение поставленной цели, но здесь есть большое но, дети не должны все время проводить за игрой с мячом, футбол не должен нарушать учебный процесс, поэтому ребенок предоставленный сам себе рискует скатиться на тройки. Важно помнить для родителей, что лучше, если ребенок сам выберет свою будущую профессию, если он усиленно тренируется, у него лучше других, получается играть в футбол, и он хочет стать знаменитым футболистом, то за лучшее было дать ему и дальше развиваться и совершенствоваться в этом направлении, это будет в радость ребенку и родители избегут меньше проблем.


В раннем возрасте, где одной из задач физического воспитания является воспитание точности и высокого качества двигательного навыка, большое значение приобретают пассивные гимнастические упражнения. В период, когда точность активного движения не мо­жет быть сохранена, пассивные упражнения дают возможность создать модель обратной связи, обеспе­чивая поток импульсов со стороны периферической части двигательного анализатора и построение рефлек­торного двигательного кольца. При неоднократном повторении в ходе регулярных занятий гимнастикой закрепляются в виде условного рефлекса сочетанные раздражения тактильных, кожно-мышечных, зрительных и слуховых рецепторов. В дальнейшем, при разви­тии активных движений, осуществляемых на корковом уровне, сохраняется закрепленный ранее механизм включения периферических элементов двигательного навыка. Такой физиологический механизм освоения движения и принцип обучения движениям с использо­ванием этого механизма получает применение не только в системе физического воспитания здорового ребенка, но в особенности при лечебной физкультуре. Пассивные гимнастические упражнения позволяют наи­более эффективно использовать возможности освоения утраченных или ослабленных двигательных навыков, когда другие способы обучения неприемлемы. В состав комплексов гимнастических упражнений и массажа для занятий с больными детьми раннего возраста пассивные упражнения включаются в соот­ветствии с медицинскими показаниями. При заболе­ваниях,   сопровождающихся   снижением    мышечного тонуса, возможно, при показаниях, и более раннее их применение, и, наоборот, при задержке развития и сохранении повышенного тонуса мускулатуры назна­чение пассивных гимнастических упражнений противо­показано. Рефлекторные гимнастические уп­ражнения. Этот вид гимнастических упражнений стоит несколько обособленно в классификации средств лечебной физической культуры. Рефлекторными при­нято называть гимнастические упражнения, в основе которых лежит использование врожденных двигатель­ных рефлекторных реакций. Гимнастические упражне­ния применяются в физическом воспитании детей ран­него возраста в период, когда безусловные двигатель­ные рефлексы не угасли — преимущественно впервые 3—5 месяцев. При использовании рефлекторных двигательных реакций в рамках соответствующих гимнастических упражнений обыч­но применимы лишь такие, при которых на тактиль­ное раздражение определенных участков кожи ребе­нок дает всегда стереотипную двигательную реакцию. Это позволяет точно учесть характер  мышечной работы, при выполнении гимнастического упражнения.


Тяжелая гипотрофия требует строго индивидуального подхода к больному. При прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимнастика противопоказаны. Однако такие элементы лечебной физической культуры, как широкая аэрация помещений, частые перемены положения тела ребенка, прогулки, рациональный гигиенический режим, являются обязательными компонентами комплексной терапии. Назначать общий лечебный массаж и гимнастику можно только после того, как удастся добиться нарастания массы тела. Общая нагрузка должна быть минимальной. Из приемов массажа применяют только легкое поглаживание. Следует избегать применения физических упражнений, вовлекающих в работу большие мышечные группы. В комплекс лечебной гимнастики вводят рефлекторные упражнения. Применение пассивных и активных физических упражнений значительно ограничено в связи с выраженным мышечным гипертонусом и тяжестью общего заболевания. Учитывая резкое снижение иммунитета, следует строго соблюдать все правила проведения лечебного, массажа. Недопустимо полное обнажение ребенка при проведении массажа. Открывать следует только массируемую область. Общая продолжительность гимнастики и массажа не должна превышать 5—7 мин. По мере того как нарастает масса тела и улучшается общее состояние ребенка, можно постепенно увеличивать общую физическую нагрузку. Методику лечебной гимнастики необходимо индивидуализировать в зависимости от физического развития ребенка, его общего состояния, особенностей течения основного и интеркуррентных заболеваний. Когда масса тела ребенка приближается к норме и значительно улучшается его состояние, общую нагрузку увеличивают за счет включения новых упражнений, увеличения числа повторений, продолжительности всего занятия. К этому времени обычно нормализуется нарушенная болезнью терморегуляция. Это позволяет смелее обнажать ребенка на время занятий, что является одним из методов закаливания. В зависимости от особенностей заболевания методику лечебной гимнастики следует приспосабливать к данному случаю. Так, если у ребенка, страдающего гипотрофией, отмечается расхождение прямых мышц живота или расширение пупочного кольца, то следует больше внимания уделять укреплению мышц брюшной стенки. При этом необходимо строго соблюдать принцип постепенности, последовательности. При заболевании опорно-двигательного аппарата врожденного или приобретенного характера, протекающем на фоне гипотрофии и требующем применения массажа и лечебной гимнастики, значительно удлиняется подготовительный период лечения. Общую физическую нагрузку следует увеличивать постепенно и осторожно. При проведении занятия необходимо учитывать, что дети, страдающие гипотрофией, быстро утомляются, очень легко переохлаждаются. Такие дети особенно нуждаются в мягком, бережном отношении. При проявлении у ребенка отрицательных эмоций необходимо устранить их причину и переключить внимание больного.


Первая, важнейшая задача лечебной физической культуры — восстановление нормального физиологического дыхания через нос и закрепление навыка правильного дыхания. Вторая задача — использование физических упражнений для устранения или уменьшения местных застойных явлений в верхних дыхательных путях, что должно способствовать рассасыванию патологических воспалительных образований. Третья задача — применение физических упражнений для устранения сопутствующих нарушений в различных системах и органах, вызванных длительным отсутствием носового дыхания, в частности устранения состояния гипоксемии и гипоксии. Лечебное действие физических упражнений в случаях сопутствующего хронического заболевания верхних дыхательных путей может проявляться в изменении нервных регуляций, ведающих функциями дыхания, с последующей коррекцией их; в улучшении нервнорефлекторной регуляции состава крови, что важно для борьбы с гипоксемией; в изменении общего и местного кровообращения, что будет способствовать рассасыванию воспалительных инфильтратов и других образований; в укреплении дыхательной мускулатуры и восстановлении полного объема дыхательной функции. Восстановление нервной регуляции дыхательной функции достигается путем длительной, настойчивой, целенаправленной тренировки. При этом надо иметь в виду необходимость переделки сложившегося в течение продолжительного времени и закрепившегося динамического стереотипа. Привычка дышать ртом представляет собой пример такого патологического стереотипа; это комплекс извращенных реакций, изменение которых представляет собой хотя и осуществимую, но в ряде случаев весьма трудную задачу. Восстановление нервнорефлекторной регуляции состава крови происходит в результате применения специальных дыхательных упражнений, усиливающих носовое дыхание, вызывающих раздражение слизистых оболочек сильной струей воздуха. Изменение типа дыхания быстро сказывается на показателях газового состава крови. При переключении трахеального дыхания на носовое через непродолжительный срок может быть достигнуто изменение в сторону повышения количества кислорода в артериальной крови. Наиболее тяжелыми последствиями нарушений носового дыхания у детей являются нарастающие гипоксемия и гипоксия. При исследовании детей с заболеваниями органов дыхания, з частности с хроническими болезнями верхних дыхательных путей, всегда обращает на себя внимание бледность кожных покровов и слизистых оболочек, синюшность под глазами. Это представление обычно дополняется характерными жалобами на головную боль, головокружение, отсутствие аппетита и др. Вот почему использование указанного механизма действия физических упражнений на организм детей имеет большое практическое значение.


Построение занятий лечебной гимнастикой для детейАсимметричные упражнения   применяются только как корригирующие (выравнивающие позвоночник), но не как гиперкорригирующие (переразгибатели). Эти упражнения необходимо подбирать специально для данного больного, чтобы тренировать только ослабленные и растянутые мышцы спины; при сокращении этих мышц сколиотическая дуга уплощается и выравнивается. Таким образом, эти упражнения могут применяться в тех случаях, когда сколиоз имеет одну дугу искривления или две дуги, но расположенные далеко друг от друга. Например, одна дуга образовалась в грудном отделе позвоночника, а другая — в поясничном.<!--more--> При выполнении асимметричных упражнений для одной дуги можно часть позвоночника с другой дугой зафиксировать, чтобы там не увеличивались имеющиеся отклонения. Если две дуги искривления расположены близко и при выполнении упражнения их разделить не удается, целесообразно применять асимметричные корригирующие упражнения. Противопоказанием к применению асимметричных упражнений является прогрессирование сколиоза. Разработку деторсионных упражнений следует проводить с учетом того, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем — наоборот. Деторсионные упражнения можно выполнять из различных исходных положений: лежа па наклонной плоскости, в висе и стоя. В грудном отделе упражнения выполняются за счет работы мышц пояса верхних конечностей, а в поясничном отделе — за счет работы мышц пояса нижних конечностей. Амплитуда движений упражнений должна строго контролироваться и выполняться до тех пор, пока дуга искривлений выравнивается, но не более. Противопоказания к применению этих упражнений те же, что и для асимметричных упражнений. Важное значение для больного имеет укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение функции внешнего дыхания и насыщение артериальной крови кислородом. Проведение комплекса дыхательных упражнений ставит целью увеличение жизненной емкости легких, укрепление дыхательных мышц, увеличение экскурсии грудной клетки. Дыхательные упражнения в комплексе с другими специальными упражнениями помогают активной коррекции функционального искривления позвоночника. Построение занятий лечебной гимнастикой подчиняется тем же принципам что и построение занятий лечебной физической культурой вообще. Наилучший эффект укрепления мышц у больных сколиозом можно получить при сочетании лечебной гимнастики с массажем. Массаж усиливает лечебный эффект физических упражнений. Он особенно необходим при лечении паралитических сколиозов и при лечении резко ослабленных детей. Массаж мышц спины, брюшной стенки значительно улучшает кровоснабжение и питание мышц, улучшает их функциональное состояние.


Нагрузка при выполнении упражнения может регулироваться положением рук методиста — чем ближе к груди расположены поддерживающие руки, тем меньше напряжение мышц, чем ближе к тазу — тем нагрузка больше. Во втором полугодии при нормальном психомоторном развитии ребенка в занятии лечебной физкультурой может включаться упражнение по приподниманию тела из положения лежа на животе при поддержке за руки или плечи. Это упражнение с различной степенью поддержки и, следовательно, облегчения включается в занятия при необходимости стимулирования перехода из положения лежа в положение стоя. Наиболее легкий вариант упражнения — ребенок лежит на животе, ногами к методисту (инструктору), ладони под грудью, плечи вдоль туловища. Методист, охватывая руками плечи ребенка и прижимая их к туловищу, слегка приподнимает туловище ребенка над опорой, в ответ на это ребенок приподнимает и отводит назад голову, вслед за движением плеч переходит в положение стоя на коленях, а затем и встает. В выполнении упражнения принимают участие мышцы плечевого пояса, разгибатели спины, мышцы брюшного пресса и нижних конечностей. Усложнение упражнения и увеличение нагрузки достигается поддержкой за слегка отведенные в стороны руки. Ребенку, находящемуся в том же положении, дают ухватиться за указательные пальцы рук методиста, страхуя всеми остальными пальцами кисти ребенка. Слегка приподнимая руки над опорой по направлению вверх и назад, стимулируют приподнимание головы и туловища так, чтобы голова и туловище все время находились в плоскости рук. Этот вариант упражнения противопоказан при пассивности ребенка, так как может легко привести к переразгибанию и растяжению плечевых суставов.


Copyright © 2012-16 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика