Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта kmednickowa@yandex.ru
Интересные статьи
rastiranieФизиологическое и лечебное действие растирания связано с более энергичным местным воздействием на массируемый участок, способствует возникновению резкой гиперемии, значительно усиливает обменные процессы в коже и подкожных образованиях. В связи с этим растирание способствует увеличению подвижности тканей, растяжению рубцов, рассасыванию инфильтратов и т. д. Общее воздействие растирания связано с повышением мышечного тонуса, а также с некоторым повышением уровня возбудительных и тормозных процессов в центральной нервной системе. В практике применения лечебной физкультуры при заболеваниях раннего возраста растирание широко используется при необходимости резкого усиления процессов рассасывания, если повышение дозировки физических упражнений по состоянию больного невозможно. В этом случае растирание предшествует применению физических упражнений, в сочетании с которыми резко усиливаются процессы рассасывания. Разминание как массажный прием в детской практике применяется реже других, так как техника его выполнения связана с довольно энергичным механическим воздействием на массируемый участок. При разминании обеспечивается повышение кровоснабжения, усиливается сократительная функция мышц.


Большая осторожность и внимание необходимы по отношению к детям, имеющим родовую травму. Вблизи от ребенка нужно соблюдать тишину. Поднимать его можно только на подушке и подмывать в лежачем положении, осторожно повернув на бок. Завертывать ребенка надо свободно. Первое время после родов ребенка с родовой травмой следует кормить в лежачем положении, не вынимая из кроватки, чтобы он не уставал. Купать и обливать ребенка можно только с разрешения врача. Ребенка с родовой травмой нельзя укачивать на руках или в кроватке, а в первые месяцы не следует катать в коляске. Всех недоношенных и травмированных детей содержат в специально выделенных палатах или отделениях, где температура воздуха и весь режим соблюдаются особенно строго. Пеленки нужно подогревать, все предметы ухода часто кипятить. Лица, ухаживающие за ребенком, и мать должны быть в масках. Во время заболевания матери гриппом кормление грудью не разрешается; ребенка кормят сцеженным грудным молоком. Оценка физического развития ребенка имеет большое практическое значение. По данным веса, роста, наличию двигательных умений и психофизического состояния судят о правильности развития ребенка. Вес ребенка по окончании периода новорожденное прогрессивно нарастает. К 6 месяцам первоначальный вес ребенка удваивается, средняя прибавка в весе составляет ежемесячно 600—700 г, а в конце первого года жизни вес утраивается и средняя прибавка составляет 500—600 г в месяц. За второй год жизни вес ребенка увеличивается на 2 кг 500 г—3 кг 500 г. Начиная со второго года прибавка в весе в среднем составляет ежегодно 2 кг. Взвешивают грудных детей без одежды на специальных весах, всегда в одно и то же время, лучше всего утром после ночного перерыва в кормлении. Детей старшего возраста взвешивают без одежды обычно утром до еды на весах.


При массаже левой мышцы голова ребенка повернута влево, при массаже правой мышцы — вправо. Ребенок не должен ощущать боля. Если он чувствует сильную боль и мышцы напрягаются, то массировать нельзя, так как при массаже мышцы должны быть расслаблены. Одновременно проводят более энергичные приемы массажа здоровой грудино-ключично-сосцевидной мышцы, верхней части трапециевидной мышцы и мышц затылочной области, а при асимметрии лица — мышц половины лица, отстающей в росте. Курс массажа назначается индивидуально. В среднем он состоит из 30 сеансов, а между курсами делается перерыв на 1—2 нед. Лечебную гимнастику проводят 3—4 раза в день по 5— 10 мин. Все упражнения выполняют плавно, так, чтобы ребенок не чувствовал боли. После соответствующего инструктажа занятия с ребенком могут быть доверены матери. Лечебная гимнастика состоит из специальных упражнений, проводящихся в сочетании с общеукрепляющими, к которым относятся рефлекторные, пассивные и активные упражнения, соответствующие возрасту и физическому развитию ребенка. В течение 2—3 мес после рождения ребенка специальные упражнения применяются в основном в форме рефлекторных упражнений и пассивных движений. Рефлекторные упражнения — разгибание спины и отведение головы назад при проведении пальцами вдоль позвоночника — проводят в положении ребенка на боку. По мере роста ребенка вводят специальные активные движения. Первые активные упражнения возможны с того времени когда ребенок начнет держать голову и научится сидеть. Лечебная гимнастика в этот период проводится в положении сидя. На фоне общеукрепляющей гимнастики должно доминировать упражнение, при котором голову ребенка обхватывают обеими руками, наклоняют в сторону, противоположную поражению, поворачивают в сторону пораженной мышцы и разгибают. Существенным моментом при проведении занятий является удержание надплечья пораженной стороны в правильном положении. У большинства больных своевременно начатое консервативное лечение приводит, как правило, к полному извлечению на первом году жизни. Однако всегда надо помнить о том, что родителями могут быть приняты за излечение кривошеи первые успехи лечения или физиологическое активное держание головы в 2—3-месячном возрасте и что они часто в этих случаях могут самовольно прекратить лечение. При тяжелых формах деформации  консервативное лечение следует продолжать и в течение 2—3-го года жизни, если изменения пораженной одышки и наклон головы постепенно уменьшаются.


? В основе закаливания лежит тренировка организма к переносимости различной интенсивности таких внешнесредовых факторов, как солнечная радиация, температура воздуха и воды, влажность и подвижность воздуха, физическая нагрузка. При правильно проводимом закаливании: повышается устойчивость организма ребенка к меняющимся условим внешней среды, контрастным изменениям отдельных ее факторов; возрастает сопротивляемость организма болезням; стимулируется общее физическое и нервно-психическое развитие; повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам. Закаливающие процедуры назначают не только совершенно здоровым детям, но и ослабленным после перенесенных заболеваний, в результате неправильно организованного питания, режима и других причин. Однако в каждом отдельном случае должны учитываться возраст, индивидуальные особенности ребенка, состояние здоровья, степень физического и нервно-психического развития, предшествующие условия жизни. При наличии погрешностей в питании и воспитании ребенка важно устранить их. Особая осторожность должна проявляться при проведении закаливающих процедур ослабленным, страдающим затянувшимися или хроническими заболеваниями детям, недоношенным, близнецам, детям с врожденными пороками развития, находящимся на искусственном вскармливании. В то же время важно помнить, что физически ослабленные дети часто дают выраженную положительную реакцию на закаливающие процедуры: общее самочувствие их улучшается, они быстрее растут и увеличивают массу тела, повышается эмоциональный тонус и т. д. Таким образом, закаливающие мероприятия этим детям необходимы, а под осторожностью понимается более медленное наращивание их интенсивности и постоянный контроль за ответными реакциями ребенка. При отрицательных реакциях интенсивность процедуры уменьшается или выполнение ее временно прекращается, а затем вновь начинается с первоначальной дозировки.


Быстрая утомляемость детей, страдающих гипотрофией, требует строгого соблюдения принципа рассеянной нагрузки. Длительное упражнение одних и тех же мышечных групп, так же как и продолжительное пребывание в одном и том же исходном положении (на спине, животе, боку), быстро утомляют ребенка и приводят к отрицательным реакциям. В основу методики лечебной физической культуры при гипотрофии следует положить строго индивидуальный подход к ребенку с учетом степени развившейся гипотрофии, психомоторного развития, характера нарушений внутренних органов и систем. При этом заметно уменьшается подкожный жировой слой в области живота, несколько снижается тургор тканей. Общее состояние ребенка обычно не нарушается, но может наблюдаться некоторое отставание в психомоторном развитии. Гимнастика и массаж при гипотрофии I степени отличаются несколько сниженной общей нагрузкой, меньшим числом повторений физических упражнений и более частым применением поглаживающего приема массажа. Подбор физических упражнений должен строго соответствовать психомоторному развитию ребенка. Общая продолжительность занятия — 20—30 мин. II (средняя) степень гипотрофии характеризуется отставанием массы тела от возрастной нормы. Значительно уменьшается подкожно-жировой слой не только на животе, но и на туловище и конечностях. При этой степени гипотрофии заметно нарушается общее состояние ребенка. Кожные покровы приобретают бледную окраску и сухость. Отчетливо понижается тургор тканей. Снижается сократительная функция мышц. Заметна задержка психомоторного развития, нарушается терморегуляция. Нарушается сон, чрезмерная раздражительность часто сменяется вялостью, адинамией. При гипотрофии средней тяжести общая нагрузка при применении лечебной гимнастики и массажа должна быть уменьшена, что объясняется существенными изменениями общего состояния больного. Учитывая выраженную задержку психомоторного развития ребенка, физические упражнения подбирают строго индивидуально, соответственно уровню психомоторного развития. Общая продолжительность занятия с больным сокращается до 15 мин. Подкожно-жировой слой почти полностью отсутствует. Кожа бледная с серым оттенком, легко собирается в складки. Выраженная атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса. Лицо ребенка приобретает старческое, страдальческое выражение. Наблюдается остеопороз. Дети с тяжелой формой гипотрофии отстают в росте. У них отмечается резкое отставание в психомоторном развитии. Ребенок вял, адинамичен, у него возникают отрицательные эмоции, снижаются функции всех систем организма. Значительно страдает при этом кардиореспираторная система. Дыхание поверхностное, учащенное, развиваются застойные явления в легких, что нередко приводит к развитию пневмонии. Тоны сердца приглушены, пульс аритмичен, слабого наполнения; часто артериальная гипотония. Со стороны органов пищеварения наблюдаются изменения моторики, снижение секреции, что приводит к нарушению процессов переваривания и всасывания. Нарушаются водный и солевой обмен. Заметно расстраивается терморегуляция, сопровождающаяся значительными колебаниями температуры тела.


Лучше всего занятия лечебной гимнастикой (в виде курсов лечения) проводить в условиях специализированных детских санаториев и детских поликлиник в кабинетах лечебной физической культуры. В соответствии с возрастом детей, больных бронхиальной астмой, целесообразно подразделять их на две возрастные группы: дошкольную (от 3 до 7 лет) и школьную (от 7 до 14 лет). В зависимости от возраста должна строиться и методика проведения лечебной физической культуры. Особенности методики лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста. Физические упражнения в дошкольном возрасте должны применяться в виде имитационных движений, «игровых рассказов» и др. Все физические упражнения можно подразделять на упражнения с общим физиологическим воздействием и специальные дыхательные. Для того чтобы вызвать общую реакцию во стороны всех систем и органов и обеспечить нарастающую тренировку организма, следует широко применять разнообразные упражнения с общим физиологическим воздействием (ходьба, бег, приседания, прыжки, поскоки и др.). Указанные физические упражнения в разнообразных вариантах нужно включать в каждое занятие лечебной гимнастикой. При подборе общеукрепляющих упражнений необходимо использовать корригирующие упражнения, предупреждающие и исправляющие деформации позвоночника и грудной клетки. Бег как ведущее средство общей тренировки и дыхательные упражнения следует включать обязательно в каждое занятие лечебной гимнастикой на протяжении всего курса лечения (главным образом в виде всякого рода подвижных игр). Особое место в системе лечебной гимнастики занимают специальные дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения применяются в виде имитационных (подражательных) движений. Их задача — воспитание правильного дыхания и тренировка выдоха. Для закрепления результатов лечения большое значение имеют занятия лечебной гимнастикой, проводимые в домашних условиях 2 раза в день (утром и вечером) под руководством родителей. Особенности методики лечебной физической культуры для детей школьного возраста. Основной методической особенностью применения лечебной гимнастики у детей школьного возраста является возможность широкого использования, помимо игрового, еще и гимнастического метода. Гимнастический метод характеризуется большим выбором физических упражнений, при помощи которых можно добиваться разностороннего воздействия на организм. Особенностью гимнастического метода является возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, суставы и четкого дозирования общей и местной нагрузки. У детей школьного возраста регулирующее влияние коры больших полушарий достигает значительного совершенства. Дети школьного возраста способны усваивать более сложные движения; они у них точны и правильны. Основной принцип применения лечебной гимнастики при бронхиальной астме — нарастающая общая тренировка организма и специальная тренировка дыхательного аппарата — остается основным и у детей школьного возраста. Для детей школьного возраста, так же как для детей дошкольного возраста, больных бронхиальной астмой, все физические упражнения следует подразделять на физические упражнения с общим физиологическим воздействием на специальные дыхательные упражнения.


При наличии хорошего общего состояния, длительном отсутствии обострений, при хорошем физическом развитии, отсутствии выраженных нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других систем и органов школьники, перенесшие хроническую пневмонию, могут заниматься в подготовительной группе, а затем, в отдельных случаях, даже переводиться в группу основную, занимаясь физической культурой и спортом по общей программе школьного физического воспитания. Таким детям следует особенно рекомендовать упражнения спортивного характера, проводимые на свежем воздухе, например, такие, как легкая атлетика, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках, некоторые спортивные игры (волейбол, теннис и др.). Соответственно дозированный бег в виде игр, всякого рода эстафет, элементов легкой атлетики и др. является не только хорошим общеразвивающим средством, но и лучшим методом для восстановления нарушенных функций дыхательного аппарата и его укрепления. После предварительной подготовки упражнения с бегом можно дважды включать на протяжении одного занятия лечебной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения в методике занятий с детьми, больными хронической пневмонией, играют особенно важную роль. Единственно правильным, наиболее полноценным видом нужно считать полное дыхание, когда упражняется весь дыхательный аппарат, поэтому в лечебной физической культуре должны найти самое широкое распространение дыхательные упражнения динамического характера, при которых дыхание сочетается с определенными движениями рук, ног, туловища, — именно при таком характере дыхательных упражнениях может быть достигнут хороший терапевтический эффект. Сидя на стуле, ноги вместе. Поднять прямые руки вверх ладонями вперед, затем произвести раскачивание прямыми руками вперед — назад, при этом держать корпус прямо (дыхание произвольное). Сидя на скамейке, руки положить за голову. Сделать поворот туловища вправо — вдох; возвратиться в исходное положение — выдох. То же повторить в другую сторону и дальше повторять заданное количество раз. Сидя на скамейке. Упражнения с набивным мячом — медицинболом (масса 1—2 кг). Поднимание медицинбола вверх, за голову — вдох, опуска¬ние - выдох. Поворот туловища в стороны и др. Сидя на скамейке. Упражнения с гимнастической палкой. Палку положить за спину, лопатки фиксировать, сидеть прямо; поворотом туловища в стороны — вдох и возвращение в исходное положение — выдох. Движения гимнастической палкой вверх, вперед и др. Сидя на стуле или скамейке, ноги прямые, вытянуты вперед. Руки заложены за голову, локти широко разведены в стороны. Производить медленные наклоны туловища вперед с доставанием пальцами рук носков ног (при наклонах делать выдох). Сидя на скамейке, руки положить на бедра. Сделать продолжительный и глубокий вдох, при этом хорошо прогнуться в поясничной области. Произвести продолжительный полный выдох — живот втянут до отказа. При этом ладонями слегка надавливать на переднюю стенку живота.


fizicheskie-igry-dlya-deteyКак одно из средств физического воспитания игра находит широкое применение в лечебной физической культуре для детей раннего возраста. Подвижные игры не только способствуют развитию речи, формированию коллективных действии ребенка, но с точки зрения задач физического воспитания создают возможности для разнообразных движений, протекающих на благоприятном эмоциональном фоне. Во время подвижных игр развивается координация движений, совершенствуются такие важные двигательные навыки, как ходьба, бег, лазание, бросание. С точки зрения воспитания и тренировки двигательных навыков у ребенка раннего возраста значение игры весьма ве.. В дополнительном питье в жаркое время года нуждаются и дети более старшего возраста. Хорошо утоляет жажду кипяченая вода с добавлением сока клюквы, лимона. Такое «подкисление» воды особенно важно потому, что в этот период года активное выделение пищеварительных соков желудка и кишечника уменьшается, кислотность в секрете желудка снижается и способность к перевариванию пищи изменяется. В этом одна из причин более легкого заболевания детей кишечными заболеваниями: большинство микробов-возбудителей этих заболеваний погибает в желудке при достаточно высокой степени его кислотности и сохраняет жизнеспособность при ее снижении.


Правильное и систематическое использование факторов природы (солнечный свет, вода, свежий воздух, а также физические упражнения) укрепляют и закаливают организм ребенка, повышают его сопротивляемость к заболеваниям. Дети с самого раннего возраста в течение круглого года могут довольно много времени проводить на свежем воздухе. Прогулки следует проводить ежедневно. Если ребенок родился летом или в теплое весеннее время, его можно выносить на свежий воздух с первых дней жизни. Детей, родившихся в холодное осеннее или зимнее время, можно выносить через 3—4 недели после рождения при температуре воздуха не ниже — 10°. Длительность прогулки вначале может быть не более 15—20 минут. Если нет сильного мороза и ветра, то маленьким детям рекомендуется организовать дневной сон на свежем воздухе. Одежда во время она не должна стеснять дыхания и кровообращения. Хорошее средство для закаливания ребенка — воздушные ванны. Ребенка раздевают и оставляют голым на 1—2 минуты, при температуре воздуха в комнате 18—19°, затем одевают. Ежедневно удлиняют время процедуры, доводя длительность воздушной ванны до 10—15—30 минут. Летом воздушные ванны проводятся в так называемой «солнечной тени», т. е. вблизи освещенного солнцем места (под деревом, навесом и пр.), где на детский организм воздействует воздух и рассеянная солнечная иррадиация, богатая ульрафволетовыми лучами. Детям до года солнечные ванны как процедура не рекомендуются. Ребенка раздевают, и все тело, кроме головы, подвергается равномерному освещению солнца.


Восстановление правильного механизма дыхания производится путем систематических многократных повторений специальных упражнений на протяжении длительного времени, в результате чего постепенно происходит становление нужного характера дыхания, при этом устранятся вредные привычки, происходит процесс переделки («переучивания») привычного, но неправильного дыхания. К таким упражнениям относятся: упражнения для выработки навыка дышать только через нос. Такое дыхание производится при выполнении различного характера физических упражнений в процессе занятий лечебной физической культурой; больным дается указание следить за тем, чтобы вдох и выдох производились только через нос. Первые занятия лечебной гимнастикой должны сопровождаться постоянным напоминанием об этом основном правиле дыхания. Через некоторое время, когда этот навык начнет закрепляться, такого рода напоминания нужно делать только по мере необходимости; — упражнения для выработки правильного ритма дыхания с преобладанием выдоха над вдохом. Это упражнение следует сочетать с другими; например, очень хорошо его сочетать с ходьбой или бегом. При выполнении этих упражнений устанавливается определенный ритм дыхания. Особенно важно в первое время выработать хороший полноценный выдох, после чего, естественно, автоматически обычно образуется полноценный вдох. Закрепление этого навыка лучше всего производить во время дозированного бега. Разучивание навыка ритмичного дыхания на протяжении первых 3—5 нед занятий целесообразно производить под метроном, с помощью которого значительно быстрее можно выработать условный рефлекс правильного ритма дыхания; — упражнения для выработки навыка полного дыхания с участием всего дыхательного аппарата. В настоящее время господствует взгляд, что единственно правильным и полноценным видом дыхания является полное дыхание, когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат — грудная клетка, диафрагма и вся дыхательная мускулатура. Физиологически естественным считается преобладание грудного типа дыхания у женщин и брюшного — у мужчин, хотя это положение не всеми признается. Пневмографическая запись дыхания нередко обнаруживает почти полное выключение одного из типов дыхания. Грудное или, наоборот, брюшное дыхание, доминируя, нередко компенсирует отсутствие или ослабление другого типа дыхания. Восстановление полного дыхания с участием всех отделов дыхательного аппарата является важнейшей задачей лечебной физической культуры. Эта задача разрешается путем мобилизации и тренировки всех механизмов дыхания. Лучшими упражнениями для выработки навыка полного дыхания являются ходьба и дозированный бег; для этой цели могут использоваться и другие физические упражнения. Важно при обучении правильному дыханию обращать внимание на интенсивность дыхательных упражнений, постепенное углубление дыхания. Постепенно следует добиваться в обучении, чтобы дыхание было естественным, ровным, медленным, глубоким достаточно полным. Имеют значение для качества дыхательных упражнений исходные положения рук. Рекомендуется руководствоваться следующими положениями: если требуется создать лучшие условия для вентиляции верхушек легких, следует применять статические дыхательные упражнения с исходным положением рук на талии; дыхательные упражнения статического или динамического характера с положением или движением рук на уровне головы или выше обусловливают наиболее активную дыхательную функцию в нижней апертуре грудной клетки и диафрагмы.


Copyright © 2012-16 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика